«Гражданско-правовое образование младших школьников»
Составитель:
Учитель начальных классов
СОШ №1 г. Рассказово
Максимова Ирина Владимировна
Пояснительная записка
        Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится . предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы.
       Это подтверждается тем, что в «Обязательный минимум содержания начального общего образования» в 1998 г. был введен раздел «Обществознание» в рамках образовательного компонента «Окружающий мир», включающий элементарные знания о государстве, демократии, правах человека и правах ребенка, об основных нормах морали, культуре общения. Правовую базу гражданского образования школьников составляет ряд нормативных документов Министерства образования РФ (информационно-методические письма «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации»; «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»).
В данных документах обосновывается важность, необходимость создания системы гражданского образования с I по XI класс, которая позволит восполнить недостаток обществоведческих знаний у школьников по политико-правовым вопросам и нравственно-этическим проблемам, усилить воспитательную направленность обучения, возродить патриотическое воспита¬ние юных граждан.
В последнее время появилось немало авторских региональных учебных программ, пособий, способствующих гражданскому образованию младших школьников. 
Принципы построения программы
-    принцип гуманизации;
-   условно-концентрический принцип (Каждый учебные год имеет свою сквозную тему. Это помогает выстроить цель постепенного перехода детей «из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с другими людьми и самим собой);
-    принцип интеграции учебных предметов (материал, предлагаемый учащимся тесно связан с чтением, природоведением, изобразительным искусством и т.д.);
-    принцип     комплексности     (обеспечение     соблюдения     принципа комплексности      направлений      развития      ребенка     таких,      как познавательное,       художественно-эстетическое,       ознакомление       с окружающим миром, развитием речи и т.д.);
-    принцип гражданственности.
Формы учебной работы
  • беседа
  • дискуссия
  • чтение
  • обсуждение
  • диспут
  • праздник . 
Основания создания программы по гражданско-правовому образованию:
1.1. формирование гражданского общества и правового государства;
1.2. приоритетность направления образования:
гуманитаризация образования,
усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, формирование представлений об обязанностях и правах у ребенка-школьника в условиях развития демократического общества;
1.3. признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
2. Цель программы по гражданско-правовому образованию:
2. 1. воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе;
2.2. реализация одного из важнейших направлений государственной политики в образовании Российской Федерации - гражданское и правовое образование (гражданско-правовое воспитание рассматривать как часть гражданско-правового образования);
2. 3. обеспечение необходимых научно-методических, информационных условий для развития системы воспитания и образования в     школьном образовательном учреждении; условий для реализации творческих возможностей детей в различных видах деятельности (речевой, музыкальной, изобразительной, игровой, театрализованной...);
2.4. формирование гражданина, основ гражданства, основ правового сознания у школьников, как средство профилактики правонарушений, воспитание законопослушания.
3. Задачи программы по гражданско-правовому образованию:
3. 1.   повышение общественного статуса     школьного образовательного учреждения;
3.2. обновление содержания, структуры образования и воспитания на основе
отечественных традиций;
обновление содержания образования на основе международного права, ратифицированного правительством СССР (Конвенция ООН о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека);
3.З.   формирование гражданской компетентности личности (воспитание готовности и способности у детей активно и эффективно с детства  реализовать комплекс гражданских прав, обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике);
3.4. развитие нравственно здоровой личности и ее гражданского потенциала в процессе реализации одного из важнейших направлений государственной политики в образовании - гражданского и патриотического воспитания. 
Структура программы
П    рограмма по гражданско-правовому образованию рассчитана на 2 — 4 классы четырехлетней начальной школы (1 чае в неделю). Она является пропедевтической основой для изучения истории и граждановедения в основной школе.
В программе выделены 3 тематических блока. Каждый блок рассчитан на один год обучения:
I блок - «Азбука вежливости» - 2 класс;
II блок - «Я, Ты, Мы» - 3 класс;
III блок - «Ваши права» - 4 класс.
         Программа 2 класса "Азбука вежливости" способствует адаптации учащихся, в том числе и социальной,     в условиях жизни в школьном коллективе. Детям прививается культура поведения и обучения. На данном этапе  формируются  умения,     навыки  и  привычки,     которые  облегчают установление контактов,  сохраняют естественность в общении детей, помогая в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания.
        В последующем классе по программе составляют требования, характеризующие отношение ученика к обществу, к коллективу, к другим людям и самому себе. Эти требования непосредственно вытекают из норм морали.
      Цель занятий по данному курсу - воспитать человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроение и способен помочь им и словом и делом.
В выпускном классе начальной школы реализуется основная задача правовой пропедевтики граждановедения через программу "Ваши права". Необходимость сообщения младшим школьникам определенного минимума правовых знаний диктуется задачей, решаемой на начальной ступени обучения - сформировать у учащихся первичные знания об окружающем мире, о стране, в которой они живут.
      Программа является интегрированной, в нее включены знания о человеке, обществе и природе. Центральное место в ней занимают обществоведческие знания, недостаточно представленные в программе «Окружающий мир» и других учебных предметах начального образования. Специфика программы определяется тем, что в ней ведущую, содержательную роль играет опыт ценностных ориентации.
     Изучение программы способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, возникновению соответствующих возрасту мировоззренческих ориентиров, связанных с общечеловеческими ценностями.
     Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения при взаимодействии со сверстниками, учителем, родителями. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся задания тесно связаны с чтением, природоведением, трудовым обучением, музыкой, изобразительным искусством.
     В основе программы курса лежит идея сочетания трех составляющих аспектов культуры гражданина — нравственной, правовой и политической. При этом формирование нравственных позиций является центральным содержательным компонентом курса. Нравственность — это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина. Именно в младшем школьном возрасте дети охотно вступают в систему разнообразных нравственных отношений, а в процессе общения со сверстниками и взрослыми приобретают опыт поведения, нравственные привычки, В начальных классах закладывается основа нравственной культуры личности,   которая   является   фундаментом   для   правовой   и   политической культуры.
    Таким образом, курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть. Он построен с учетом возрастных особенностей младших школьников, способствует реализации общих целей начального образования, направлен на развитие личности ребенка. 

IV.    Результаты     реализации      программы  по   гражданско-правовому образованию с детьми:
IV.1. обновление содержания типовой программы воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении за счет реализации новых направлений -

  •     правовое воспитание и образование школьников,
  •     ознакомление с историей России;
  •     приобщение детей к национальной, русской, культуре;
IV.2. обеспечение комплексности содержания программы и интеграции различных видов детской деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной и т.д.) как на занятиях - в организованных формах обучения, так и в свободной, самостоятельной деятельности детей (праздники, развлечения, игры и т.д.);
обеспечение соблюдения принципа комплексности направлений развития ребенка таких, как познавательное, художественно-эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и т.д.;
IV.3. формирование гражданственности, нравственности детей (воспитание любви к родителям, Родине, окружающей природе, воспитание трудолюбия и т.д.);
4.4. формирование культуры детей по вопросам межнациональных и межэтнических отношений;
IV.5. формирование представления у детей об обязанностях и правах, воспитание уважения к правам и свободам человека; воспитание законопослушания, формирование поведенческих структур у детей с целью решения проблем правонарушений в подростковом возрасте;
IV .6. обеспечение преемственности в работе по гражданско-правовому образованию между начальной школой
IV.7. реализация инновационных процессов посредствам обновления содержания гуманизации направлений, внедрение в педагогическую практику новых, современных достижений в области воспитания    школьников;
4.8. оказание помощи семье в решении проблем воспитания детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей;
4.9. обеспечение нравственного воспитания ребенка, соответствующего нормам христианской морали (в соответствии с библейскими заповедями), обеспечение духовно-нравственного становления детей и подготовка их к самостоятельной жизни.
IV. 10. обеспечение интеллектуального и личностного развития детей.
Также в данной программе представлены:
Календарно-тематическое планирование 2-4 класс
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
По всем вопросам обращаться к автору сайта: Alena_ger_2000@rambler.ru

 
Hosted by uCoz