|
|
|
«Гражданско-правовое образование младших школьников»
Составитель:
Учитель начальных классов
СОШ №1 г. Рассказово
Максимова Ирина Владимировна
Пояснительная записка
Демократизация общества, успешное
развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего
поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское
образование школьников становится . предметом государственной политики
и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы.
Это подтверждается тем, что в
«Обязательный минимум содержания начального общего образования» в 1998
г. был введен раздел «Обществознание» в рамках образовательного компонента
«Окружающий мир», включающий элементарные знания о государстве, демократии,
правах человека и правах ребенка, об основных нормах морали, культуре общения.
Правовую базу гражданского образования школьников составляет ряд нормативных
документов Министерства образования РФ (информационно-методические письма
«О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации»;
«О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях
Российской Федерации»; государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»).
В данных документах обосновывается важность, необходимость создания
системы гражданского образования с I по XI класс, которая позволит восполнить
недостаток обществоведческих знаний у школьников по политико-правовым вопросам
и нравственно-этическим проблемам, усилить воспитательную направленность
обучения, возродить патриотическое воспита¬ние юных граждан.
В последнее время появилось немало авторских региональных учебных программ,
пособий, способствующих гражданскому образованию младших школьников.
Принципы построения программы
- принцип гуманизации;
- условно-концентрический принцип (Каждый учебные год имеет
свою сквозную тему. Это помогает выстроить цель постепенного перехода детей
«из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с
другими людьми и самим собой);
- принцип интеграции учебных предметов (материал,
предлагаемый учащимся тесно связан с чтением, природоведением, изобразительным
искусством и т.д.);
- принцип комплексности
(обеспечение соблюдения
принципа комплексности направлений
развития ребенка
таких, как познавательное,
художественно-эстетическое, ознакомление
с окружающим миром, развитием речи и т.д.);
- принцип гражданственности.
Формы учебной работы
-
беседа
-
дискуссия
-
чтение
-
обсуждение
-
диспут
-
праздник .
Основания создания программы по гражданско-правовому образованию:
1.1. формирование гражданского общества и правового государства;
1.2. приоритетность направления образования:
гуманитаризация образования,
усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, формирование
представлений об обязанностях и правах у ребенка-школьника в условиях развития
демократического общества;
1.3. признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
2. Цель программы по гражданско-правовому образованию:
2. 1. воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском
обществе;
2.2. реализация одного из важнейших направлений государственной политики
в образовании Российской Федерации - гражданское и правовое образование
(гражданско-правовое воспитание рассматривать как часть гражданско-правового
образования);
2. 3. обеспечение необходимых научно-методических, информационных условий
для развития системы воспитания и образования в
школьном образовательном учреждении; условий для реализации творческих
возможностей детей в различных видах деятельности (речевой, музыкальной,
изобразительной, игровой, театрализованной...);
2.4. формирование гражданина, основ гражданства, основ правового сознания
у школьников, как средство профилактики правонарушений, воспитание законопослушания.
3. Задачи программы по гражданско-правовому образованию:
3. 1. повышение общественного статуса
школьного образовательного учреждения;
3.2. обновление содержания, структуры образования и воспитания на основе
отечественных традиций;
обновление содержания образования на основе международного права, ратифицированного
правительством СССР (Конвенция ООН о правах ребенка, Всеобщая декларация
прав человека);
3.З. формирование гражданской компетентности личности (воспитание
готовности и способности у детей активно и эффективно с детства реализовать
комплекс гражданских прав, обязанностей в демократическом обществе, применять
свои знания и умения на практике);
3.4. развитие нравственно здоровой личности и ее гражданского потенциала
в процессе реализации одного из важнейших направлений государственной политики
в образовании - гражданского и патриотического воспитания.
Структура программы
П рограмма по гражданско-правовому образованию рассчитана
на 2 — 4 классы четырехлетней начальной школы (1 чае в неделю). Она является
пропедевтической основой для изучения истории и граждановедения в основной
школе.
В программе выделены 3 тематических блока. Каждый блок рассчитан на
один год обучения:
I блок - «Азбука вежливости» - 2 класс;
II блок - «Я, Ты, Мы» - 3 класс;
III блок - «Ваши права» - 4 класс.
Программа 2 класса
"Азбука вежливости" способствует адаптации учащихся, в том числе и социальной,
в условиях жизни в школьном коллективе. Детям прививается культура поведения
и обучения. На данном этапе формируются умения,
навыки и привычки, которые облегчают
установление контактов, сохраняют естественность в общении детей,
помогая в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания.
В последующем классе по
программе составляют требования, характеризующие отношение ученика к обществу,
к коллективу, к другим людям и самому себе. Эти требования непосредственно
вытекают из норм морали.
Цель занятий по данному курсу
- воспитать человека, который относится благожелательно к окружающим людям,
пытается понять их радости, огорчения, настроение и способен помочь им
и словом и делом.
В выпускном классе начальной школы реализуется основная задача правовой
пропедевтики граждановедения через программу "Ваши права". Необходимость
сообщения младшим школьникам определенного минимума правовых знаний диктуется
задачей, решаемой на начальной ступени обучения - сформировать у учащихся
первичные знания об окружающем мире, о стране, в которой они живут.
Программа является интегрированной,
в нее включены знания о человеке, обществе и природе. Центральное место
в ней занимают обществоведческие знания, недостаточно представленные в
программе «Окружающий мир» и других учебных предметах начального образования.
Специфика программы определяется тем, что в ней ведущую, содержательную
роль играет опыт ценностных ориентации.
Изучение программы способствует воспитанию
нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности,
возникновению соответствующих возрасту мировоззренческих ориентиров, связанных
с общечеловеческими ценностями.
Учащиеся могут приобрести и определенный опыт
творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения при
взаимодействии со сверстниками, учителем, родителями. Формируемые у младших
школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный
характер, а поэтому предлагаемые учащимся задания тесно связаны с чтением,
природоведением, трудовым обучением, музыкой, изобразительным искусством.
В основе программы курса лежит идея сочетания
трех составляющих аспектов культуры гражданина — нравственной, правовой
и политической. При этом формирование нравственных позиций является центральным
содержательным компонентом курса. Нравственность — это та основа, без которой
невозможно формирование полноценной личности гражданина. Именно в младшем
школьном возрасте дети охотно вступают в систему разнообразных нравственных
отношений, а в процессе общения со сверстниками и взрослыми приобретают
опыт поведения, нравственные привычки, В начальных классах закладывается
основа нравственной культуры личности, которая
является фундаментом для правовой
и политической культуры.
Таким образом, курс гражданского образования включается
в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть. Он построен
с учетом возрастных особенностей младших школьников, способствует реализации
общих целей начального образования, направлен на развитие личности ребенка.
IV. Результаты реализации
программы по гражданско-правовому образованию с детьми:
IV.1. обновление содержания типовой программы воспитания и обучения
детей в дошкольном образовательном учреждении за счет реализации новых
направлений -
-
правовое воспитание и образование школьников,
-
ознакомление с историей России;
-
приобщение детей к национальной, русской, культуре;
IV.2. обеспечение комплексности содержания программы и интеграции различных
видов детской деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной
и т.д.) как на занятиях - в организованных формах обучения, так и в свободной,
самостоятельной деятельности детей (праздники, развлечения, игры и т.д.);
обеспечение соблюдения принципа комплексности направлений развития
ребенка таких, как познавательное, художественно-эстетическое, ознакомление
с окружающим миром, развитие речи и т.д.;
IV.3. формирование гражданственности, нравственности детей (воспитание
любви к родителям, Родине, окружающей природе, воспитание трудолюбия и
т.д.);
4.4. формирование культуры детей по вопросам межнациональных и межэтнических
отношений;
IV.5. формирование представления у детей об обязанностях и правах,
воспитание уважения к правам и свободам человека; воспитание законопослушания,
формирование поведенческих структур у детей с целью решения проблем правонарушений
в подростковом возрасте;
IV .6. обеспечение преемственности в работе по гражданско-правовому
образованию между начальной школой
IV.7. реализация инновационных процессов посредствам обновления содержания
гуманизации направлений, внедрение в педагогическую практику новых, современных
достижений в области воспитания школьников;
4.8. оказание помощи семье в решении проблем воспитания детей, развитие
психолого-педагогического просвещения родителей;
4.9. обеспечение нравственного воспитания ребенка, соответствующего
нормам христианской морали (в соответствии с библейскими заповедями), обеспечение
духовно-нравственного становления детей и подготовка их к самостоятельной
жизни.
IV. 10. обеспечение интеллектуального и личностного развития детей.
Также в данной программе представлены:
Календарно-тематическое планирование 2-4 класс
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
По всем вопросам обращаться к автору сайта: Alena_ger_2000@rambler.ru
|