Урок - мастерская
«Наша Родина».
Средняя школа №1 г. Рассказово, 
1 класс «А».
Учитель: Максимова И. В.
Плуталова Н А.
 
Цели урока: 
  • формировать знания детей о Родине, России, её символах;
  • учить рассуждать на заданную тему; 
  • развивать культуру речи, память, внимание, мышление учащихся;
  • воспитывать любовь к Родине, её истории, гражданственность.
Оборудование:
  • на доске: крупными буквами тема урока: «Наша родина», плакат с изображением Древнего города;
  • название нашей страны - Россия;
  • рисунки городов будущего, плакаты с символами России, плакат с гербом Тамбовской области, плакат с
  • памятными датами;
  • у учащихся: листы с заданиями; конверты с полосами и белые прямоугольники, клей, салфетки; 
  • учебник «Русская азбука»:
  • у учителя: кассеты с записями: «С чего начинается Родина?», «Гимн России»;
  • журнал «Божий мир» - картина Васнецова «Три богатыря»; учебник «Русская азбука», эмблемы «Я-
  • гражданин России».
 Ход урока: 
I. Оргмомент.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный -Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный. //. Подготовка к изучению нового материала.
- Я предлагаю послушать песню «С чего начинается Родина?»
- Ребята, а с чего, по - вашему начинается Родина?
Никто не возьмётся перечислить того, что стоит за этим словом. Родина! Это слово с детства знает каждый. Это место, где ты родился, где ты живёшь.
- А как называется то место, где вы родились?
- У каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или
город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из
множества таких уголков и состоит наша великая Родина.
Она начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого дома как мама.
Родина - мать своего народа. Мы любим её. А любить Родину -значит жить с ней одной жизнью. ///. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с историческим прошлым нашей Родины, с её символами.
Начнём наше знакомство с Древней Руси. /. Работа над темой,

I. Знакомство С Древней РуСЬЮ. (Вставка из кинофильма о Древней Руси)
Давным-давно на высоких холмах стоял Киев-град. Опоясывал его земляной вал, окружали рвы.
С зелёных холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные сёла, тучные пахотные земли, сосновые леса. А за лесами раскинулись степи без конца и без края.
Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на сёла кочевники - жгли, грабили, уводили русских людей в полон.
Чтобы уберечь от них землю русскую, раскинулись по краю степи заставы богатырские. Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.
Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться да позавидовать!
 
Задание «Путаница»: 
Каждая группа получает по листу, на котором есть рисунок и варианты ответов. Распутайте путаницу и узнайте, какие доспехи носили богатыри.
Вывод: Раньше богатыри носили кольчугу и шлем. Они защищали их от ударов врага. А меч и копьё - это оружие.
Задание «выбери имя»: Много в то время было богатырей. Прославили они своими подвигами Русь - матушку. Слагали люди русские о них былины. Дошли былины и до наших дней. Знает наш народ богатырей.
Сейчас мы выясним, знаете ли вы их имена. Прочитайте имена, записанные на листе, и назовите имена богатырей.
Задание: Расскажите, что вы знаете об этом богатыре.
Известно русского художника Виктора Михайловича Васнецова полонила былинная, сказочная тема. Он написал картину «Три богатыря».
В центре Илья Муромец, справа от него - Добрыня Никитич, слева от Ильи -Алеша Попович. Они остановились в поле и смотрят: нет ли где врага, не обижают ли кого-нибудь?
Богатыри били сильные и смелые, Чтобы быть такими же сильными, вы должны заниматься физкультурой.
Физкультминутка.
- Молодцы, ребята! Я думаю, что когда вы станете большими, то все будете сильными, смелыми и сможете защитить родную землю.

2. Словарная работа.
- Ребята, а как вы понимаете выражение «Родная земля»?
- Какие другие названия есть у нашей Родины?

3. Работа по учебнику (с. 213)
- Прочитайте по цепочке текст «Наше отечество».
-Почему нашу страну мы называем отечеством? Родиной? Матерью?
- Ребята, а как называется наша страна?

Задание.
Чтобы нам лучше узнать нашу страну, выполним задание: на доске записано название нашей страны. Каждая буква - это начало слова, которое характеризует особенности России. Попробуйте дать характеристику нашей стране.
- Какие слова вы можете сказать о России на букву: «Р», «О», «С», «С», «И», «Я».
Наша страна огромная. НА её территории живут русские и люди других национальностей: татары, чуваши, хакасы, эскимосы и др.
 
У неё интересное историческое прошлое. Много испытаний выпало на долю России. Всегда русские люди будут помнить о важных событиях своей страны. Их называют памятными датами страны.. (Читаю даты...).
Подробно вы узнаете об этих исторических событиях на уроках истории. Главное помните, что русский народ из любых испытаний всегда выходил победителем, потому что отстаивал свою свободу и независимость.

4. Знакомство с государственной символикой.
Когда мы говорим о России, часто употребляем выражение «наша страна». А что обозначает слово «страна»?
- Каждая страна имеет свои государственные символы. А что такое символ?
- Какие государственные символы вы знаете?
- В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, о его внешнем облике, об обычаях его жителей.
Например, жители тамбовской губернии занимались пчеловодством, поэтому на гербе изображён золотой улей, из которого вылетели три пчелы.
(Далее учитель рассказывает о гербе России и флаге России)

Задание «Склей флаг».
Покажите свои работы. Что означает белый (синий, красный) цвет на флаге?
- А что такое гимн?
(Учитель рассказывает о гимне)
- Я предлагаю вам прослушать Государственный Гимн России.

Правда, ребята, музыка торжественная, красивые слова?
Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость за свою Родину, свой народ, страну. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
- А каким оно будет, светлое будущее? Давайте порассуждаем на эту тему.

Задание:
Ребята, в будущем, конечно, каждый из вас станет взрослым, выберет профессию.
- А как вы думаете, изменится ли окружающий нас мир к тому времени?
- Рассмотрите рисунки на доске. В каком мире вы хотели бы жить? От чего
зависит, каким он станет?
- Зависит ли это от нас самих?
Итак, каждый человек ответственен за будущее своей страны, окружающего его мира.
- Дома я предлагаю вам подумать и нарисовать наш город таким, каким вы его представляете в будущем.
 Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Мне очень хочется верить, что вы сегодня узнали что-то новое, интересное, что вы будете достойными гражданами России.
 
-Прошу вас ответить на вопросы:
- Как называется наша страна?
- Какие символы государства вы знаете?
- Когда наша страна будет отмечать 60-летие победы над фашизмом?
- Молодцы! На память я хочу подарить вам эмблемы: «Я гражданин России».

Наш разговор о Родине хотелось бы закончить на поэтической ноте:

Нет на свете родины милее, 
Где других лазурней небеса, 
Солнце ярче, звёзды всех светлее, 
Где отрадны рощи и леса.
Где в реках стремительные воды
Голубеют словно бирюза, где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит как гроза!
Нет на свете родины дороже.
Надо нам всё делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в раздольях - наше.
Отдадим её думы и дела.
И кругом садами опояшем, чтобы вечно Родина цвела!

 
Hosted by uCoz