|
|
|
Турнир знатоков истории
Великой Отечественной войны
Цель: активизировать изучение истории Великой
Отечественной войны.
Задачи:
1. формирование межличностных отношений
в процессе группового взаимодействия;
2. побудить интерес к организаторской деятельности;
3. развитие творческих способностей.
Турнир проводится в два тура, которые могут быть организованы в течение
2-х месяцев (1тур – заочный; 2тур – очный, состоящий из нескольких этапов).
Итоги подводятся по каждому туру отдельно. Финал турнира можно организовать
в канун Дня Победы. Награждение команд, отдельных учащихся, классов может
быть предусмотрено как суммарный подсчет по программе всего турнира.
Участники турнира — коллективы классов 9- 11 классов. (Здесь формируются
творческие микрогруппы.) Предположительное количество команд, выбранных
по итогам заочного тура – 3-4, которым предстоит состязаться в очном туре,
подготовив заранее свою эмблему.
Примерное содержание турнира.
Заочный тур
Участники команд за месяц до очного тура пишут письменную работу, содержащую
ответы на вопросы. Выигрывают команды, получившие наибольшее количество
баллов.
1. Некоторые ученые рассматривают все явления войны, в том числе победы
и поражения, как результат духовной деятельности людей, чьи побуждения
предвидеть невозможно.
Задание: придумайте небольшой текст, вдохновляющий людей на подвиг и борьбу
с врагом.(5 баллов)
2. Рейстагова развалина дышала
Всем перегаром битвы мировой,
И в ней звучнее всякого хорала
Пел хор имен, растущих, как прибой.
Он пел, взлетая над огнем и кровью,
Перед войны поверженной лицом,
Как будто осеняя изголовье
Последних умирающих бойцов.
Открыто все свое писали имя,
Чтоб знали люди будущих времен,
Что подвиг сей, свершенный всеми ими,
Во имя человечества свершен.
Задание: какие силы и под чьим командованием брали Берлин? Какая
дивизия водрузила Знамя победы над рейстагом?
1. 1-й Белорусский фронт под командованием
Маршала Советского Союза Жукова.
2. 2-й Белорусский фронт под командованием
Маршала Советского Союза Рокоссовского.
3. 1-й Украинский фронт под командованием
Маршала Советского Союза Конева.
Ответ: было утверждено девять Знамен Победы.
Первыми ворвались в Берлин войска 1-го Белорусского фронта (дивизия
генерала Шатилова). Знамя под № 5 водрузили разведчики 150-й стрелковой
дивизии Егоров и Кантария 30 апреля 1945 года.(4 балла)
3. Назовите авторов и дату первого исполнения песни «Священная война».
Ответ: поэт В.И. Лебедев-Кумач, композитор
А.В. Александров. 26 июня 1944 г., Белорусский вокзал, группа Краснознаменного
ансамбля песни и пляски, которая находилась в Москве.(3 балла)
Предварительное задание для команд- участников очного тура:
Подготовить заочную экскурсию по теме «Вечная
память героям». Предметные маршруты заочных экскурсий:
1. «Их имена носят улицы города».
2. «Города – герои».
3. «Партизанскими тропами».
4. «Дедушкины медали».
Очный тур
(Задания и историческое вступление,
а также заключительная речь, читаются ведущими.)
Историческая справка
С.М.Соловьев писал, что неудачное географическое
положение вынуждало Российское государство постоянно содержать большое
войско для защиты границ. Поэтому, по мнению ученого, в стране хронически
не хватало денег и были плохо развиты торговля и промышленность. Впрочем,
экономическую слабость нашей страны можно рассматривать не только как следствие
содержания большой армии, но и как причину многих войн.
Киевские, владимирские, московские, петербургские
правители воевать любили. Война определяла внутреннюю политику власти,
а не наоборот. При этом, по меткому замечанию историка Р.Ю.Виппера, русские
не отличались особой воинственностью, однако общество и государство были
исключительно военизированными. Практически все внутренние кризисы Российского
государства были следствием войн.
Парадоксальность
результатов войн, которые вела Россия, состоит в том, что, выигрывая войну,
русское общество обычно проигрывало, а поражение нередко вело к экономическому
и социальному прогрессу. Другая особенность военных действий русской армии
состояла в том, что они сопровождались, как правило, огромными людскими
потерями. Это считалось вполне нормальным и не рассматривалось как недостаток.
Воевать «не числом, а уменьем» удавалось крайне редко. Мужество и героизм
порой прикрывали бездарность командования и власти.
Историки войн начала XX в. (русско-японская
1904—1905 гг. и Первая мировая) часто объясняют неудачные действия армии
неподготовленностью России к вооруженному противостоянию. Но при оценке
ситуации, сложившейся в канун Второй мировой войны, такое объяснение явно
не годится. Войну ждали, к войне готовились. Сталинизм превратил страну
в единый военный лагерь — и не только военный.
Индустриальный скачок, сделанный благодаря
концентрации всех имевшихся в стране людских, материальных, финансовых,
интеллектуальных ресурсов, был куплен дорогой ценой.
Великая Отечественная война (1941—1945) —
безусловно, одно из центральных событий в отечественной истории XX века.
К сожалению, и в наше время власть часто делает ставку на силовую политику
— например, в Чечне. Тут уместно вспомнить предостережение Ключевского,
который утверждал, что «история не учительница, а надзирательница... Она
ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Сегодня мы должны
будем убедиться в том на сколько хорошо вы усвоили уроки войны.
Все этапы будут оцениваться жюри по 5 - бальной системе. Перерывы в игре
могут заполнятся музыкальными паузами.
Этап «Экскурсоводческий».
Экскурсоводы проводят заочную экскурсию предварительного задания. Жюри
конкурса учитывает: содержание экскурсии, структуру изложения информации,
умение привлечь внимание слушателей, ораторское искусство.
Этап «Исторический».
Викторина. Вопросы написаны большом листе. Команды отвечают письменно.
(20 мин.).
1. Сколько лет прошло от окончания гражданской
войны до начала Великой Отечественной
(20 лет, 1921–1941).
2. Что такое «План Барбаросса»?
(План войны против СССР, разработанный фашист-
кой Германией в 1940 г. Назван так в честь
германского императора Фридриха I Барбароссы, возглавлявшего поход крестоносцев
на Восток в XII в. План предусматривал молниеносный разгром нашей страны.
Фашисты рассчитывали в течение полутора-двух месяцев разбить Красную Армию,
захватить Москву, Ленинград, юг страны, выйти на линию Архангельск–река
Волга.)
3. Что такое генеральный план «Ост»
(«Восток»)?
(Это чудовищный план уничтожения советских
и славянских народов, план заселения европейской части нашей страны немецкими
колонистами и включения ее в состав Германии. Согласно этому плану большинство
населения Советского Союза подлежало физическому уничтожению или переселению
за Урал.)
4. Кто такой Р. Зорге?
(Советский разведчик, сообщивший точную дату
готовившегося гитлеровской Германией нападения на Советский Союз, о планах
милитаристской Японии и многие другие ценные сведения).
5. К концу мая в прифронтовой полосе из местного
населения было сформировано 1 755 истребительных батальонов, которые насчитывали
свыше 328 тыс. человек. Для чего создавались эти батальоны?
(Для борьбы против диверсантов и парашютистов,
забрасываемых на советскую землю. При приближении фронта истребительные
батальоны и группы содействия этим батальонам, как правило, вливались в
войска.)
6. Назовите города-герои.
(Москва, Ленинград, Одесса, Севастополь, Волгоград,
Киев, Новороссийск, Минск, Керчь, Тула, крепость-герой Брест.)
7. Кто такие «Народные мстители» и почему
их так называли?
(Партизаны. Они мстили фашистским захватчикам
за вероломное нападение на нашу страну, за террор, грабежи и насилие, творимые
на оккупированной территории.)
Этап «Пропущенные слова».
Пропущенные слова нужно будет дописать в известных
стихотворениях о войне.
1. Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
(Алексей Сурков)
2. Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
(Михаил Исаковский)
3. Да разве об этом расскажешь — в какие ты
годы жила!
Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла!..
(М. Исаковский)
4. Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
(Константин Симонов)
5. Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
(Лев Ошанин)
Этап «Правовой».
В Федеральном законе о днях воинской славы
(победных днях) России указаны дни славных побед, которые сыграли решающую
роль в ВОВ. Просьба капитанов команд записать на отдельных листах все эти
даты.
5 декабря 1941г. – День начала контрнаступления
советских войск против немецко - фашистских войск в битве под Москвой;
2 февраля 1943г. – День разгрома советскими
войсками немецко - фашистских войск в Сталинградской битве;
23 августа 1943г. - День разгрома советскими
войсками немецко - фашистских войск в Курской битве;
27 января 1944г. – День снятия блокады города
Ленинграда;
9 мая 1945г. – День Победы советского народа
в Великой Отечественной войне.
Этап «Угадай по фотографии».
Пока капитаны команд заняты выполнением задания
из выше означенного этапа, оставшимся участникам предоставляется возможность
проверить свою зрительную память. Им демонстрируются фотографии людей,
участвовавших в ВОВ, по которым они должны будут назвать этого человека.
Фотографии: Г.К. Жукова, К.Е. Ворошилова,
С.К. Тимошенко, А.М. Василевского, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева, Л.А.
Говорова и т.д.
Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия
были неотъемлемой частью величия Российского государства. Войска снискали
себе почет и уважение современников и благодарную память потомков. «Вечный
мир – это мечта, и даже далеко не прекрасная; война составляет необходимый
элемент в жизни общества»,- писал Мольтке – старший. Мы рады тем в чем
сегодня убедились: растет достойная смена, которая не забывает подвигов
минувших лет.
Жюри подводит итоги и награждает победителей.
|