|
|
|
Урок литературы в 11 «К» классе
«Его зарыли в шар земной,
а был он лишь солдат…»
Поэзия войны о войне.
Пусть помнят те, которых мы не знаем:
Нам страх и подлость были не к лицу,
Мы пили жизнь до дна и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.
Н.Майоров. 1941 г.
Вступление. Вокализ. Соло.
Ученик 5 класса Дроков Александр читает извещение (похоронку), полученное
родителями Курапова Егора Ивановича в июле 1944 года. Курапов Е.И. - прадед
Саши и дед Косорыловой С.В.
Учитель:
В семье Кураповых было шестеро детей: четыре дочери и два сына: старший
Николай и младший Егор. Николая взяли на фронт в сорок первом, в сорок
втором после тяжелого ранения в обе ноги он вернулся домой, в сорок
третьем добровольцем ушел младший- Егор…
Я и два моих троюродных брата из второго послевоенного поколения семьи
Кураповых. Сашок - из третьего. Все мы уже носим другие фамилии,
но помнить нашего деда и прадеда Курапова Егора Ивановича будем до
тех пор, пока живы сами.
Светлой памяти моего деда и всех солдат Тамбовщины, павших на фронтах
Великой Отечественной войны, посвящается этот урок.
Поэзия периода Великой Отечественной войны своего рода литературный феномен.
Ее исключительность состоит прежде всего в том, что она носила психологический
характер, действовала как острое необходимое лекарство для покалеченных
войной душ. Об этом говорит в своем Ленинградском дневнике Ольга
Берггольц.
Но еще больше эта поэзия была нужна там , на фронте, где между жизнью и
смертью границ не было. Фронтовые, флотские газеты, небольшие партизанские
и дивизионные многотиражки стали боевым постом для огромного количества
поэтов. Именно с их страниц в сердца миллионов солдат вошли имена Константина
Симонова, Алексея Суркова, Николая Тихонова, Александра Твардовского, Михаила
Дудина. Они обрели с русским народом такое родство, которое сильнее самой
смерти.
Константин Симонов с первых дней войны был на фронте. До осени 1946 года
он работал военным корреспондентом газеты «Красная Звезда». Симонов был
на всех фронтах на территории нашей страны и потом в Польше, Румынии, Болгарии,
Югославии и Чехословакии. В качестве корреспондента он присутствовал при
подписании капитуляции в Карлсхорсте, а потом освещал ход Нюрнбергского
процесса в 1946 году.
Военная тематика стала ведущей в творчестве Симонова. В первый год войны
он пишет большей частью стихи, вышедшие в двух сборниках: «Война», «С тобой
и без тебя». Стихотворение «Родина» появилось еще за год до войны, но именно
в период Великой Отечественной, благодаря своему высокому патриотическому
смыслу оно приобретает иное звучание и становится для русского солдата
символом любви к родине.
Стихотворение «Родина»
Война - это всегда страшное испытание для каждого человека. Она беспощадна
и жестока, она никого не жалеет: ни взрослого, ни ребенка. Детская военная
тема - особая страница в русской литературе. Не обошел ее стороной и Константин
Симонов. В стихотворении «Майор привез мальчишку на лафете…» нет
ни капли литературного вымысла: Симонов своими глазами видел седого
десятилетнего мальчишку, которого раненый отец - пограничник вывез из Брестской
крепости. И настолько был силен эмоциональный накал от ужаса увиденного
что это стихотворение, по словам поэта, родилось сразу, без всяких редакций
и доработок.
Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…»
Стихотворение, благодаря которому имя Константина Симонова стало известно
каждому солдату и каждой русской семье, проводившего на фронт отца,
сына или мужа, имеет свою, особую судьбу.
Перед войной Симоновым была написана пьеса «Парень из нашего города»,
которая с успехом обошла все театры страны. А в 1941 году на экраны страны
вышел одноименный художественный фильм. В нем Лидия Смирнова ,очень
популярная в те годы актриса, читала стихотворение , которое Симонов
посвятил любимой женщине Валентине Серовой.
Так стихотворение «Жди меня» стало символом высокой чистой любви и истинного,
неземного родства любящих душ.
Стихотворение «Жди меня»
С именем Александра Трифоновича Твардовского ассоциируется созданный
им литературный образ Василия Теркина .Но мало кто знает, что во
время войны Твардовский прежде всего был солдатом и только потом поэтом
и журналистом. Первое утро войны застало его в Подмосковье, в самом начале
отпуска. Вечером 22 июня он был в Москве, а сутки спустя направлен в штаб
Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная
Армия»
Твардовский первым делом считал воинский долг, он был человеком недюженной
личной храбрости. Дважды, в 1941 под Киевом и весной 1942 под Каневом,
попадал в окружение. В 1944 редакция «Красноармейской Правды» вошла
в состав 3-го Белорусского фронта. Вместе с бойцами и офицерами этого фронта
Твардовский и встретил День Победы в Берлине.
Во время войны он вместе с солдатами ходил в атаку, брал высотки, прорывал
с танкистами оборону противника, словом, был именно таким корреспондентом,
о которых пелось в песне : « С «лейкой» и блокнотом, а то и с
пулеметом сквозь огонь и воду мы прошли…»
Один из военных эпизодов, свидетелем которого стал Твардовский, описан
в стихотворении «Рассказ танкиста».
Стихотворение «Рассказ танкиста»
За 6 лет своей армейской жизни Твардовский прошел несколько войн. Он принимал
участие в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, после этого
в финской войне и ,наконец, в Великой Отечественной войне.
1940 года и до самой Победы поэт не прерывает своих литературных
занятий и работает над «Фронтовой хроникой». Ее герой - еще не солдат,
а крестьянин, волей судеб попавший на войну. Из этого цикла
и выросла поэма «Василий Теркин». Ее замысел возник у Твардовского еще
во время Финской войны, когда он вместе с группой других писателей,
работавших в газете «На страже Родины», решил завести в газете «Уголок
юмора» и придумал фельетонный персонаж- Васю Теркина, который имел у бойцов
огромный успех.Но только пройденные им тяжелые военные дороги превратили
Теркина в настоящего народного героя.
Герой поэмы помог выстоять и выжить не одному солдату, а сама поэма принесла
огромную литературеую славу и всенародную любовь самому автору.
Сцена «Гармонь» из поэмы «Василий Теркин»
Женская поэзия периода Великой Отечественной войны представлена именами
Ольги Берггольц, Юлии Друниной, Маргариты Алигер , Анны Ахматовой. Конечно,
военные произведения поэтесс не были столь популярны, как скажем, произведения
Симонова, Суркова, Твардовского. Но «женское лицо» войны гораздо острее,
больнее, оно пропитано слезами.
Ленинградская поэтесса Ольга Берггольц стала рупором блокадного города.
Ее голос ,ежедневно звучавший по ленинградскому радио, был
символом стойкости и грядущей победы. Он помогал выживать, заставлял жить.
Толька сильный духом человек был способен на такой нравственный
подвиг. Выступления по радио не были моральными проповедями. Ольга Берггольц
размышляла вслух, вела спор, делилась своим опытом, но и строго судила
тех, кто громко отстаивал мысль о своем праве выжить любой
ценой. Эти разговоры со слушателями имели огромный успех и оказали очень
большое влияние на формирование морального климата в осажденном городе.
Главным оружием Ольги Берргольц в этой борьбе была искренность поэтессы,
ее причастность к общенародной жизни.
Стихотворение «Я говорю с тобой под свист снарядов…»
Еще одна поэтесса-Юлия Друнина- прошла фронтовыми дорогами от Москвы до
западных границ. Ее произведения о войне носят лирико- трагедийный
характер и посвящены женским судьбам.
Стихотворение Ю. Друниной «Зинка»
Особое
место в поэзии Великой Отечественной войны занимает песенная лирика. Как
правило, песни приходили на фронт вместе с приезжавшими туда артистами.
Некоторые песни становились просто популярными, а некоторые- жизненно необходимыми.
Именно такой песней стала «Землянка» Алексея Суркова. Сам автор так рассказывал
о рождении этой песни: «Стихотворение, из которого родилась песня, возникло
случайно, Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым
стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене
.Письмо было написано в конце 1941 года, после одного очень трудного для
меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось после тяжелого боя пробиваться
из окружения с одним из полков».
Летом 1943 года родители Егора Курапова получили письмо с фронта .Их сын
сообщал в нем о своей рядовой службе, о том, как он и его товарищи бьют
фашистов… А еще к письму прилагался маленький клочок бумаги с очень
трогательными т нежными словами. Это была «Землянка».
Песня на слова А.Суркова «Землянка»
Еще одно имя
поэта-песенника было хорошо известно каждому. В первый день войны сотрудники
редакции «Красная Звезда» экстренно готовили первый военный номер газеты.
Все прекрасно понимали, что он должен был резко отличаться от всех предыдущих.
Необходим был такой материал, который сумеет поднять дух русского воина
и народа в целом и объединить его вокруг одного, главного - победы. Обзвонили
всех известных поэтов, случайно наскочили на Василия Лебедева-Кумача:
-Василий Иванович, газете нужны стихи…
-Когда?
-Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны
быть утром…
-Будут.
На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение.
Начиналось оно так: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»
Это была вскоре ставшая знаменитой «Священная война».Вдохновенной музыкой
сразу же откликнулся руководитель ансамбля песни и пляски Красной Армии
А.В. Александров. И песня пошла в бой. Она стала главной песней Великой
Отечественной войны. В сердце ударила строка «Священная война», вынесенная
поэтом в заголовок стихотворения. Да, священная война!- эти слова жили
в мыслях и чувствах нашего сражающегося народа. В.И. Лебедев-Кумач первым
произнес их вслух на всю страну.
27 июня 1941 года ансамбль под управлением Александрова впервые исполнил
песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на
фронт. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией,
всем народом. Ее пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах,
в тылу, где ковалась победа. Каждое утро, после боя Кремлевских курантов
она звучала по радио.
Песня
«Священная война»
Имя Лебедева-Кумача стало архи-популярным. Теперь уже каждое его стихотворение
было заявкой на известность. Одним из самых любимых из-за своей простоты
и приближенности к идее фронтового братства стало стихотворение «Два друга».
Стихотворение
Лебедева-Кумача «Два друга»
Поэзия
периода Великой Отечественной войны не ограничивается только теми именами,
которые прозвучали на сегодняшнем уроке. Да и вся суть ее не в именах,
а в том, что она было жизненно необходима в те далекие фронтовые
суровые годы, она согревала усталые солдатские сердца, наполняла
терпением души жен и матерей, помогала расти и мужать детям.
И сегодня, спусти шестьдесят лет после Победы, поэзия военных лет
должна звучать. Но теперь ее главное назначение- это память. Она должна
звучать « во имя всех тех, кто жив, тех, кого уже нет, и тех,
кто будет потом».
|