Развитие способностей неотделимо от гармонического развития всех сторон личности ребёнка. Только при общем гармоническом развитии ребёнка можно выявить задатки, склонности, интересы и уже на их основе развивать те или иные способности.
Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается необыкновенная наблюдательность, свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому одной из актуальных задач уже дошкольного образования является развитие способностей ребёнка, а не передача ему знаний, умений, навыков.
     Познавательные способности основываются на развитии познавательных процессов. Они включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами.
     В настоящее время весьма актуальными становятся исследования, направленные на изучение способностей развития мышления ребёнка, так как они являются основой построения эффективных образовательных систем, направленных на активизацию творческих процессов и способностей.
     Результаты психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития дошкольников значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что они успешно познают не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В старшем дошкольном возрасте можно сформировать способности к начальным формам абстракции, обобщение, умозаключение.
      Развитие познавательных способностей во многом определяет готовность ребёнка к школьному обучению.    Необходимо создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития. Дать детям в доступной форме систематизированные знания. Отражающие существенные связи и зависимости тех явлений, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной действительности.
     С целью развития у дошкольников познавательных способностей необходимо организовать познавательную деятельность так, чтобы сделать процесс познания эмоционально насыщенным, а также помнить, что показателями активной мыслительной деятельности являются:
  •  способность относительно долго проявлять интерес к проблеме;
  •  самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности, умения сравнивать, обобщать, группировать и т.д.;
  •  наличие интереса к учебной задаче и процессу её решения;
  •  умение мыслить в разных направлениях;
  •  выдвигать новую познавательную задачу;
  •  замечать и исправлять ошибки у себя и сверстников.
     Активизация мышления детей на занятии достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога - вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков. Опыт показывает, что интерес к занятию в большой мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применения. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.
    На занятиях в группе по адаптации детей к условиям школьной жизни я широко использую занимательную проблемную ситуацию сказочного характера. Например, мальчик с пальчик может быть освобождён из темницы только при условии, если решит задачу Бабы Яги: три раза по - разному разложит на группы разные геометрические фигуры. Но он не знает, как это сделать. Надо ему помочь. Как правило, дети с удовольствием включаются в поиск правильных оснований для группировки фигур.
    Разрабатывая содержание и методику занятий, я старалась учитывать ряд условий:
развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;
 интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывает скуку и снижает активность;
 следует постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой коллективной работы;
  •  содержание занятий должно быть трудным, но посильным.
  •  Основная движущая сила поискового, проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые ставятся перед детьми. Побуждают мыслительную и познавательную активность вопросы и задания:
  •  требующие установления сходства и различия (чем похожи и не похожи хвойные и лиственные деревья, квадрат и треугольник, книга и тетрадь?). Чем менее очевидно различие и сходство, тем интереснее его обнаружить;
  • требующие объяснения способа действия и осмысления полученных результатов (как ты узнал, что в банке и в кувшине воды поровну? Как ты будешь лепить лису? Что ты узнал, выполнив задание?);
  • связанные с рассуждением, установлением причинно-следственных связей (почему эти предметы плавают, а эти тонут? Почему у утки на лапках перепонки, а у курицы их нет?);
  • предполагающие прогнозирование результатов действия (что будет, если смешать жёлтую и зелёную краски? Что произойдёт, если разрезать по этой линии до конца?);
  • требующие подтверждения или опровержения выдвинутых положений примерами из личного опыта (где вы это видели? Где ещё может пригодиться этот приём?)
      При организации занятий, предлагаю определить, в какой среде живёт неизвестное им животное, изображённое на картинке. Определить, поровну ли воды в двух глиняных кувшинах. Объяснить, какую надо взять бумагу, чтобы сделать лодку, которая дольше других будет плавать в воде. На занятиях стремлюсь развить у детей гибкость мышления. Большой интерес вызывают проблемные ситуации типа «Нравится - не нравится. Что можно изменить?»
      Желание и умение думать, настойчиво искать решение развивают задачи-головоломки, задачи-шутки, задачи на преобразование, составление фигур из частей. Это головоломки со спичками, палочками, игры «Пифагор», «Силуэт», «Танграм». Большое значение для развития познавательных способностей и подготовке детей к школе оказывают игры «Что? Где? Когда?», «Умники и Умницы», «Состязание мудрецов».
При организации данной работы заметны хорошие результаты в развитии познавательных способностей детей. Дети лучше подготовлены к школьному обучению, происходит интенсивное развитие логического мышления и всестороннее развитие ребёнка.
      Наша школа участвует в областном проекте, одно из направлений в проекте - мини-школа "Буратино"
     Задачи проекта: 
1. Построение единого образовательного центра в котором взаимодействуют и интегрируются все структуры общего и дополнительного образования, в котором гармоничное развитие ученика и учителя обеспечивается созданием единой четкой образовательной системой, развивающейся от результатов труда ученика, учителя, родителей.
2. Создание образовательной среды, где в центре ребенок.
3. Снять все кризисные точки перехода ребенка из одной сферы в другую: семья - дошкольное образование - школа и дополнительное образование - мир взрослых.
4. Школа не только образовательное учреждение, но и культурный центр. Место для реализации творческого потенциала ребенка и взрослого.
5. Определение комплекса педагогических мер, направленных на формирование внутренней позиции ребенка.
     Цели проекта:
1. Создание новой структуры и механизмов управления в вопросах адаптации детей 3-6 лет к условиям школьной жизни.
2. Обеспечение готовности детей к обучению в школе.
3. Создание механизмов взаимодействия по развитию определенного жизненного пространства для детей 3-6 лет, способствующего приобщению их к раннему развитию интеллектуальных и познавательных способностей.
4. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей 3-6 лет.
5. Развитие познавательных способностей у детей 3-6 лет на занятиях в группе по адаптации к условиям школьной жизни.
     Этапы работы над проектом:
1. Диагностика состояния посещения дошкольных общеобразовательных учреждений микрорайона.
2. Создание системы, обеспечивающей ребенку даже с низким уровнем развития на начальном этапе добиться средних и высоких результатов и подготовить к успешному обучению в школе.
3. Диагностика качества обучения и воспитания в начальном звене средней школы.
4. Переход на прогимназическое и гимназическое обучение.
     Актуальность проекта:
Начало обучения ребенка в школе - сложный ответственный этап в его жизни. Дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем, привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 1,5 до 3 мес. Каковы условия психологической адаптации ребенка к школе? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. И если ранее он был "просто ребенком", которого любили и о котором заботились взрослые, то теперь он становится школьником. У него появились новые и сложные обязанности: делать уроки, вовремя приходить в школу, быть внимательным на уроке, дисциплинированным и т.д.
Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. Они играют в сюжетные и ролевые игры, фантазируют. С приходом в школу они "учатся учиться", т.е.   запоминать учебный материал, формировать ответ, решать задачи.
Основными психологическими различиями игровой и учебной деятельности является то, что игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий. Ребенок обязан делать то, что ему не всегда хочется делать, он должен произвольно контролировать свое поведение,   стабильно держать активное внимание на уроке.
  Переход от ИГРОВОЙ деятельности к учебной осуществляется не по воле ребенка, а как бы "навязывается" сверху, от взрослых.
В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение: учитель, класс, семья.
В-четвертых, одна их проблем обучения в начальной школе -сдерживание двигательной активности    инициативных детей и активизации вялых и пассивных.   Учитель стремится, сформировать некий оптимальный уровень активизации, способствующий хорошему усвоению учебного материала, длительному поддержанию активного внимания, сосредоточенности, концентрации.
В-пятых,   с началом обучения в школе у 57 - 69% неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы; истерические реакции, повышение слезливости, заторможенность. Дети боятся учителя, испытывает страх перед выходом к доске для ответа, боятся плохих отметок, унижения.
Как помочь успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс?
Нужна целенаправленная работа по укреплению психики ребенка, развитию его мышления, «комплекса произвольности», умения контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия. Необходимо использовать игровые методы развивающего и психокорректирующего характера для создания постоянного поддерживающего психологического «фона» для детей, создание оптимальных психологических условий для успешного развития их мышления и личности.

 
Hosted by uCoz