|
|
|
Литературно - художественная
гостиная
«Любовь к земле родится в
сердце...»
Учитель нач. классов сош №1,
г. Рассказово
Шеенсон И.В.
18 февраля 2005 год
Цель:
1. Знакомство с авторами литературных и художественных произведений
о городе А.Г. Мурашовым и Ю.В. Бардиным
2. Обучение выразительному чтению стихотворений. Привитие любви к малой
родине через поэзию и искусство.
3. Развитие образного мышления, воображения, эстетического восприятия
действительности и поэтических произведений.
Формирование эстетического и художественного вкуса.
Оборудование:
- магнитофон, видеоматериал о г. Рассказово,
- музыкальное оформление, выставка картин А. Мурашова,
- сборник стихов Ю. Бардина,
- выставка рисунков учащихся,
- на переднем плане - композиция: перо, лист бумаги, свеча,
краски, палитра.
Ход урока:
I Вступительная беседа.
Учитель:
Посмотрев на предложенную композицию, вы, вероятно, уже догадались,
чему будет посвящен наш урок. Мы поговорим об искусстве и поэзии.
А теперь послушайте эпиграф и сформулируйте тему:
«Как услышу слово «Родина» -
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина
Пышный тополь у ворот...»
(Ответы детей)
Учитель:
Итак, о любви к малой Родине мы сегодня и поговорим.
Край рассказовский
Край рассказовский, любимый,
Черноземный край родной.
Край березы соловьиной,
Край пшеницы золотой.
Край, где много аромата:
В ситном хлебе на столе,
В меде липовом из сада,
В вишне спелой во дворе.
Где заря своей помадой
Красит губы у девчат,
Где ложится, на ночь глядя,
В чистом озере закат.
Крест серебряный на храме,
Светит всем издалека,
От далеких предков память,
Нам поставлен на века.
Я люблю свой край и город,
Соловьиный край родной,
Потому он мне и дорог.
Светлый, чистый, молодой.
Учитель:
Какие ассоциации возникают у вас
со словом «Родина»?
(Дети сидят по кругу, называют по очереди слова - ассоциации, касаясь
руки, сидящего рядом).
Варианты ассоциаций: дом, мам, родительский
дом, скамейка у забора, соловьиная песня, березовая роща, любовь к природе,
солдат, подвиг, ностальгия, конфеты «Родные просторы», песня «Наш край»
и т.д.
II.
1. Человек рождается и ему дается имя, с которым он будет
идти по жизни, не меняя его. То место, где человек родился, называют Родиной.
И как имя, Родина остается родным местом на всю жизнь.
Рассказово
Рассказово - наш город небольшой,
Известен своей славой не напрасно,
И на знакомой карте областной,
Он не отмечен звездочкою красной.
Он на глазах мужал и поднимайся.
Расправив плечи, силы набирал,
И неспроста Рассказовом назвался
Его Рассказ моршанский основал.
Он в семьдесят глядится моложаво.
Среди заводов, фабрик и домов
Он смотрит горделиво, величаво
Соперническим взглядом на Тамбов.
Он нежится весною в буйном цвете,
Зимой окутан белизной до ног,
И красивей нет его на свете,
Рассказово - наш светлый городок.
2. А теперь совершим небольшую видео экскурсию
по нашему городу.
(Читаются слова академика Д. С. Лихачева) (Демонстрируется видео сюжет
о г. Рассказово)
3. Городок наш небольшой, но он каждому
из вас дорог, уже тем, что вы здесь родились.
Малая Родина
Город Рассказово - малая родина,
Прожита жизнь в основном здесь моя.
Сколько дорог и тропинок исхожено,
Знают об этом леса и поля.
Чистое небо над малою родиной.
Зори, закаты, озерная гладь,
Запахи вишни, душистой смородины,
Добрый, улыбчивый, солнечный взгляд.
Здесь повстречал я любовь сероглазую,
Здесь остановку она мне дала.
Видно, судьбою так было предсказано,
Чтобы остался я здесь навсегда.
Город Рассказово - родина малая,
Время придет - узнают о ней.
Город Рассказово - родина славная.
Нет тебя краше, дороже, родней.
III. Знакомство с авторами Ю. Бардиным и А. Мурашовым.
- Ребята, сегодня на нашем уроке звучат
стихотворения нашего земляка, автора замечательного сборника
«Строка, идущая от сердца» Ю.В. Бардина.
Его стихи - это искреннее признание
в любви к родному городу, к земле, на которой живет.
Я жил, живу и буду жить,
Пока резвится в сердце сила.
Любил, люблю, буду любить
Тебя, желанная Россия.
Россия — это жизнь моя.
Это любовь -мои красоты,
Мой чернозем, моя земля
Душистых трав в пору покоса.
- А сейчас о любви к своей малой Родине расскажет сам автор этих замечательных
строк Ю. Бардин.
(Слово автору. Чтение стихотворений «Россия», «Живи, родная Русь!»,
«Родимая Русь!»)
Учитель:
Любовь к родине начинается с любви к матери, к дому. В котором родился,
к душистой черемухе или белой березке у окна.
Край родной
Я люблю наш край рассказовский,
Чернозем на полях маслянистый,
В закромах золотой урожай
И подсолнуха запах душистый.
И раздольные степи окрест,
Синь небесную над головою,
Красотой зачарованный лес
И цветущий лужок за рекою.
М в колхозных окошках огни,
Петушиные крики рассвета.
И сады, где поют соловьи,
Где прошло мое звонкое лето.
Небеса, что роняют дожди,
Рассевая их капли по полю.
Здесь я рос на просторах земли
И познал деревенскую долю.
Я люблю свой рассказовский край,
Чернозем, плодородьем богатый,
На полях золотой урожай
И в садах деревенские хаты.
Учитель:
Любовь к родине воспевают не только поэты в стихах, композиторы в музыке,
но и художники с помощью кисти и красок.
Сегодня нашу литературно-художественную гостиную посетил известный
художник, наш земляк, автор чудесных картин, Мурашов Анатолий Григорьевич.
Его картины проникнуты светом, теплом и любовью к природе нашего края.
Родное небо
Родное небо чистое
В лазури голубой,
И солнышко лучистое
В оправе золотой.
Там жаворонок тешится,
Без устали звенит,
В лучах, играя, нежится
И с нами говорит.
Гляжу, как небо сонное
Качается в ночи,
Через стекло оконное
Бросает светлячки.
А утром оно, ясное,
Сияет надо мной.
Почищено, поглажено,
Морщинки ни одной.
(Слово художнику)
Учитель:
Где бы ни оказался человек, куда бы его ни забросила судьба человек
всегда с особой любовью вспоминает о родине.
Не жить мне без России
Какое разнотравье
В лугах готовит Русь!
Ложусь в ее объятья –
Никак не поднимусь.
Какое разноцветье
Среди полян, лугов,
Глаза рябит соцветие
Невызревших хлебов...
Я словно вновь родился
Среди медовых трав,
Из родника напился
Воды лесных дубрав.
И небо сине-синее
Качается в реке.
Не жить мне без России
Вблизи и вдалеке.
Места родные
Вот они, места родные,
Перелески, березняк.
В детстве были молодые,
Повзрослели - не узнать.
Но поют, как было раньше,
Соловьи в чаще черем.
А за садом, чуть подальше.
Пахнет хлебом чернозем.
Все, что было, есть и будет,
Обновляет жизнь сама
И в деревне новой люди
Строят чудо терема.
Жаль, что речка обмелела,
Еле дышит под мостом.
Подошел к ней - пожалела,
Освежила холодком.
Учитель:
Наша рассказовская земля взрастила немало людей творческих, трудолюбивых,
отважных, преданных своей родине. И в трудные военные годы, и в мирное
время наши земляки жили во имя Отечества.
Рассказово, ты отметишь скоро
Почти столетний юбилей.
Рассказово, ты в прошлом было
Селеньем мелких кустарей.
С тех пор, когда Степан Рассказ Тебя с друзьями основал,
Ты в ногу с Родиной любимой Свой путь нелегкий прошагал.
В войну рассказовцы ковали
Победу армии трудом,
Бойцов на фронте согревали
Добротным арженским сукном
А летчик Веньямин Лахонин
(обычной школы ученик)
Под огнь зенитной батареи
К столице вражеской проник.
Бербешкин, Трусов и Цыплухин
Бессмертны в памяти людей.
И вечно жив Сергей Мухортое
В названье улицы своей.
И с каждым днем, и с каждым годом
Средь леса и среди полей.
Расти и ширься, милый город,
Частица Родины моей!
Учитель:
Как называют человека, который очень предано любит свою родину и
готов отдать за нее даже свою жизнь? (патриот)
Считаете ли вы себя патриотами?
(высказывания детей) Может ли человек иметь две Родины?
Люблю я солнца нити золотые,
Серебряные струи паутин,
Люблю я вспомнить годы молодые
В лесу среди раскидистых рябин.
Люблю, когда в черемуховой чаще,
Пока рассвет малиновый в дрему,
Российский соловей мне дарит счастье,
А я взамен - любовь свою ему.
Как, по-вашему, можно назвать патриотами наших гостей?
Почему?
(Ответы детей)
Действительно, Ю. Бардин и А. Мурашов - благодарные сыновья своего
Отечества.
Сочинить стихотворение о Родине или песню о любви,
изобразить картину природы на полотне дано далеко не каждому человеку.
Но каждый человек способен полюбить тот уголок земли, которым стал ему
родным, почувствовать сердцем красоту родной природы, привязанность к знакомым
улицам, тропинкам, домам.
Поэту
Среди цветов, растений и деревьев.
Среди лугов и пахотных полей,
Под крышею соломенной в деревне
Родился он под шепот тополей.
Потом звенел под небом жаворонок,
Цвела сирень-кудряха за окном,
Дремал в кроватке маленький ребенок
И засыпал глубоким детским сном.
А годы шли, парнишкой белобрысым
Он стал встречать рассветы у реки.
И на коне верхам скакал он рысью.
Чтоб насладишься запахом земли.
Не знал седок, что будет он поэтом,
Крестьянский сын с лирической душой.
Россию воспевать зимой и летом,
Златою осенью и раннею весной.
Он понимай суровую стихию.
На чем стоять, зачем и для кого.
Воспел он звонко матушку-Россию
За то, что в люди вывела его.
IV. Творческая работа в группах.
Итак, сегодня вы читали стихи о родном крае,
посмотрели картины, изображающие нашу природу, познакомились с замечательными,
талантливыми людьми, профессионально занимающимися поэзией и искусством.
А теперь предлагается и вам стать художниками
и поэтами. И в этом вам помогут наши гости.
1 группа работает с художником А. Мурашовым (рисуют любимый
уголок своего города, улицы)
2 группа – из фрагментов составляют стихотворение и читают его.
V. Рефлексивный этап.
- Подводя итоги нашего урока, ответьте на вопросы:
- Что значит для вас сегодняшняя встреча?
- Какой момент был значимым?
- Какой этап работы вам доставил радость и удовольствие?
- Что ценного для себя вы возьмете с урока?
(Ответы детей)
Спасибо всем!
|