Программа по литературному чтению
«Литература как предмет эстетического цикла»
Составитель: 
учитель начальных классов 
СОШ №1 г. Рассказово 
Синельникова Инесса Сергеевна
«Нет наслаждения книгой — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта,
смакование слова и сочетания слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, - вот чтение.»
С. Соловейчик.


     Основная цель предлагаемого курса литературы - воспитание эстетически развитого читателя.
     На вопрос о том, какого читателя следует признать «эстетически развитым», отвечает концепция М.М. Бахтина, ныне широко признанная специалистами.
     Согласно М.М. Бахтину, литературное произведение представляет собой «художественную модель мира», внутри которой всегда присутствуют два «несовпадающих» сознания - героя и автора. Автор, создавая свою модель, «вживается» в героя (видит окружающий мир «глазами героя») и одновременно сохраняет позицию «вненаходимости», т.е. смотрит на героя «своими глазами»., так или иначе оценивает его. Оформляя художественное произведение, автор расставляет в тексте свои «вехи» и «указатели», предназначенные для читателя.
     Эстетически развитый читатель тоже совершает двуединый акт. В процессе чтения он строит адекватную, но не тождественную авторской модели мир, «вживается» в этот мир, непосредственно сопереживает героям. Одновременно он пытается увидеть все происходящее «глазами» автора, ищет соответствующие авторские «вехи» и «указатели», сопровождает авторскую позицию, авторскую оценку, «сотворит» автору. Вместе с тем он вырабатывает и свою точку зрения, свою оценку и сопоставляет ее с авторской.
     Процесс создания автором и воссоздания эстетически развитым читателем «художественной модели мира» М.М. Бахтин понимал как «сотворчество понимающих», как специфический диалог, опосредуемый художественным текстом. Каждое звено взаимодействия «автор -художественный текст - читатель» он рассматривал лишь в единстве с двумя другими.
     Воспитание эстетически развитого читателя - длительный и сложный процесс приобщения ребенка к способам и средствам работы с художественным текстом, к «секретам» авторского мастерства, «тайнам» внутреннего мира героев и радостям достижения этих тайн.
Воспитание эстетически развитого читателя внутри предлагаемого курса обеспечивается двумя линиями обучения.
     Главная цель одной линии обучения - поставить учеников в авторскую и читательскую позиции, помочь утвердиться в них, овладеть средствами и способами работы в каждой. В качестве литературного материала на этой линии используются произведения устного народного творчества, В программу включен ряд произведений, которые обеспечивают введение ведущих понятий (точка зрения, настроение, род, жанр, и др.)
Другая линия обучения направлена на изучение произведений на историко-литературной основе в хронологической последовательности. Это создает условия формирования долговременной установки на действие вечного закона художественной формы в определенном, меняющемся со временем культурно-историческом обличий. Необходимо, чтобы дети поняли сложные отношения вечного, неизменного в действии этого закона и исторически преходящего, временного, изменчивого в конкретных проявлениях этого действия. Литературный материал должен охватывать разные эпохи (Древний мир, Средневековье, Возрождение, Новое и Новейшее время), разные литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, модернизм).
     Младшие школьники знакомятся с отдельными произведениями, сюжетами, героями, созданными в разных культурах далеких времен. Такое знакомство раскрывает им богатство мировой культуры, готовит к «присвоению» этой культуры, приучает к слушанию звучащих «по-старинному», необычных для современного ребенка текстов. Целесообразно раннее знакомство детей с мифологическими сюжетами в различных пересказах.
     Для освоения произведении на историко-литературной основе необходимо «вписать» тексты далекой, чужой, для детей культуры в их возрастные интересы, в круг первичного чтения. Необходимо обеспечить «связь времен», помочь детям попытаться посмотреть на мир «глазами» человека далекой культуры, сделать так, чтобы «чужие» тексты находили отклик в их душах. Эту связь осуществляют и специальные сочинения, выступающие как практика самих детей: инсценировки, стилизации, пародии, а также сочинения. 

Основные позиции и виды работы.
(содержание и структура курса)

Позиция «читателя».
Ведущим видом работы, обеспечивающим становление позиции «читателя», в предлагаемом курсе выступает акцентное вчитывание, т.е. «вычерпывание» из текста определенных моментов, существенных для понимания авторской позиции.
Акцентное вчитывание - путь не только к пониманию авторской позиции, но и к осознанию и становлению позиции читателя.
Идеальное вчитывание — это создание целостной «партитуры» текста, последовательное движение вслед за развитием мысли — чувства автора, воссоздание целостной условной модели, «картины жизни»...
При работе с лирическим стихотворением главной задачей является вычитывание развития настроения лирического героя. При работе с эпическими и драматическими текстами главной задачей становится различение точек зрения автора, рассказчика (в эпосе) и героев.
Сначала акцентное вчитывание протекает в форме коллективной классной работы, в процессе которой дети постоянно переходят от «прочитывания» текста к его толкованию, интерпретации, пытаются обосновать свое мнение, подтвердить его, «доказать текстом».
Постепенно эту работу следует переводить в форму индивидуального письменного сочинения, соответствующую определенным литературно-критическим жанрам.
Коллективное обсуждение индивидуальных литературно-критических сочинений — следующий этап акцентного вчитывания. На этом этапе в ходе обсуждения сочинений читательские мнения детей корректируются, осуществляется «сотворчество». Уроки-обсуждения совершенно необходимы и чрезвычайно важны для развития читательской деятельности. В процессе этой работы критики оценивают сочинения соучеников, помогают уточнить чье-то суждение, и тем самым выступают в позиции «соавторов» сочинения.
Задачу пересказа можно ставить и косвенно, например, если попросить детей выполнить раскадровку для будущего кинофильма по рассказу, подготовить иллюстрации и т.д. Осуществляя перевод одного вида искусства в другой, дети решают содержательную художественную задачу, и пересказ здесь - средство ее решения, а не самоцель,
Сочинения по картине. Работа должна занимать два урока. На первом дети работают в позиции «автор — зритель» - пишут отзыв о картине, в котором пытаются «разгадать» замысел автора, его мысли и чувства. Второй урок - обсуждение специально отобранных сочинений-отзывов. Такие уроки помогают решению более широкой задачи - раскрытию общих основ разных видов искусства, общих основ работы читателя и зрителя.
Соответствующий урок может быть организован как маленький спектакль (литературно-музыкальная композиция), погружающий детей в эмоционально-эстетическую атмосферу, создаваемую средствами разных видов искусства. Цель каждого такого урока - вызвать у детей коллективную эмоцию, глубокое сопереживание, создать у них ощущение радостного волнения от общения с художественным текстом. Такие уроки в предлагаемом курсе называются «праздниками читательских удовольствий» и должны оставлять у детей ощущение праздника, поэтому, как всякий праздник, должны случаться не слишком часто.
    Выразительное чтение взрослого служит для детей эталоном чтения художественного текста Чтение взрослого — это своего рода театр одного актера, который своей игрой (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) облегчает работу читателей-школьников, помогает им открывать в тексте новые глубины и оттенки. Выразительное чтение самих детей (наизусть или по книге) - это своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании текста. Такую работу интереснее проводить в виде конкурса чтецов.
Позиции «автора».
Наряду с работой «автора-критика», которая как бы «вырастает» из позиции «читателя-критика» и приобретает самостоятельное значение при создании сочинений литературно-критических жанров, В предлагаемом курсе выделяют и два других самостоятельных вида авторской работы, соответствующих двум другим видам литературной деятельности — художественной и публицистической.
Позиция «автора-художника».
Художественное творчество необходимо прежде всего самому ребенку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы, для овладения речью как средством передачи внутреннего мира человека.
Для введения младшего школьника в художественное творчество, с психологической точки зрения, есть все основания. Во-первых, у него развиты сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация, в которой он - и автор, и герой, и актер. Во-вторых, младший школьник еще во многом «первооткрыватель»: ему присуще чувство новизны и удивления в отношении к окружающему миру. И наконец, он очень чувствителен к языку как к материалу литературы: у него развито «чувство языка» - ему небезразлично звучание, ритмичность, смысловые оттенки слова.
Развитию художественного творчества детей во многом способствуют и игры-драматизации. Например, задача «разыграть» по ролям побасенку («Тит, иди молотить! - Живот болит. - Тит, иди щи хлебать! - А где моя большая ложка?») требует немалой творческой работы: надо представить себе ситуацию, понять характеры говорящих, возможные их отношения и т.п. Более сложной работой является инсценировка эпического произведения. Желательно, чтобы уроки такого типа учитель проводил несколько раз в год.
Позиция «публициста».
Детская публицистика (для младших школьников она выступает как «размышления о жизни») не имеет свойственного настоящей публицистике широкого общественного звучания. Но уже имеющийся жизненный опыт ставит перед ребенком довольно серьезные проблемы, поэтому такая работа позволяет развивать важное качество публициста — умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и пристрастность. Она дает детям возможность выразить свое мнение, отношение, более того -помогает выработать его, осознать и углубить, развивает интерес к внутреннему миру сверстников, к мнению и точке зрения другого. Существенным условием развития детской публицистике в предлагаемом курсе выступает художественное творчество, в основе которого — выражение точки зрения рассказчика и героев. Уроки такого типа направлены скорее на становление мировоззрения.
Позиция «теоретика».
Главная задача теоретика - открытие закона художественной формы и способов создания художественного образа, которые служат средствами работы в авторской и читательской позициях. Иными словами, теоретические знания необходимы как условие развития практики различных видов литературной деятельности, совершенствование которой невозможно без определенного минимума литературоведческих знании.
Теоретические знания не сообщаются ребенку в готовом виде, а открываются самими детьми в их читательской и авторской практике. Иными словами, учитель ставит перед детьми конкретную творческую задачу и задает направление движения детей к решению этой задачи. Понятие «точка зрения» является теоретическим «стержнем» курса во втором классе.
Теоретическим стержнем курса в третьем и четвертом классах является освоение художественного текста как содержательной формы. Эта задача решается в ходе работы детей с целостной структурой постепенно усложняющихся малых жанров народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасенка, пословица (ритмический рисунок в считалке, звуковой рисунок - в скороговорке, диалог - в побасенке, метафора и сравнение — в загадке).
Циклы уроков по открытию закона художественной формы в различных жанрах позволяют осуществить полный круг смены позиций: от «читателя» (чтение произведений того или иного жанра) к «теоретику» («открытие» структуры жанра), затем к «автору» (сочинение своих произведений в этом жанре) и, наконец, к «читателю - критику» (оценка результатов собственной авторской работы).
Теоретическим стержнем курса в четвертом классе является понятие «род литературы» (эпос, лирика, драма).
Логическим завершением всей работы являются уроки, на которых дети сравнивают три произведения с одной и той же тематикой (тема Снегурочки), но относящиеся к разным родам литературы.
Введение к концу начальной школы понятия «род литературы» в последующие годы обучения становится постоянным средством практической работы детей. Основные условия, способствующие воспитанию эстетически развитого читателя. Предлагаемая  программа не будет реализована,  если учителю не
удается создать на  уроке особую теплую атмосферу человеческого общения,   средством   которого   и   выступает   литература   как   вид искусства.
Необходим    систематический    выпуск    классных    «литературных журналов».   Задача  этих  журналов  в  основном  мотивационная  - журналы позволяют детям осознать смысл своей авторской работы,
понять, что сочинение пишется не для учителя, а имеет общественный резонанс - публикацию.
Традиционными    моментами    курса    должны    стать,    например «конкурсы чтецов», уроки - «праздники читательских удовольствий».
     При выполнении творческих работ нельзя оценивать грамотность. Оценка неграмотности убивает творчество.  Боле того, в начальной школе следует разрешать взрослым записывать детские сочинения, не
вмешиваясь в творческие поиски, а выполняя технически трудную для детей работу.
Оценивать  в  сочинении  следует результат решения  творческой задачи.
Не следует оценивать отметкой теоретические знания и требовать точного воспроизведения формулировок.

Также в данной программе представлены:
Формирование приемов понимания прочитанного текста (примерные этапы урока)
Календарно-тематическое планирование 2-4 класс
Основные требования к уровню подготовки учащихся.

По всем вопросам обращаться к автору сайта:
Alena_ger_2000@rambler.ru


 
Hosted by uCoz