|
|
|
Правила на каждый день
(программа правового образования)
учителя истории
СОШ №1 г. Рассказово
Войновой Елены Ивановны
/Пояснительная записка/
Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются
социально-политические системы, приобретают новые измерения наука, техника
и культура. Характерные для человеческой цивилизации задачи формируют необходимость
в грамотных, просвещенных людях в правовом отношении, способных идти по
жизни в соответствии с нормами закона.
Работа с данной программой должна представлять собой целенаправленную деятельность
по передаче ценностей в области права от одного поколения к другому. К
таким ценностям, прежде всего, относятся правовые идеалы, действующее законодательство,
юридическая практика, механизмы разрешения конфликтов, способы за-щиты
прав и свобод. В данном случае основа изучения прав должна помочь ребенку
теснейшим образом связать теорию с наблюдаемой и переживаемой им действительностью
(«практикой»). Помочь подкорректировать правовое сознание детей в нужном
направлении, применить основы права в жизни и в будущей специальности –
это в компетенции педагогов, берущих в свое внимание и правовое воспитание,
которое представляет собой многоцелевую деятельность по формированию личности,
осознающей достоинство человека.
Прежде всего, данная программа является дополнением к правовым курсам:
«Основы правовых знаний» и «Экономика и право», которое выходит за рамки
урока во внеурочную работу, где главный объект воздействия – правовое сознание,
положительно ориентированное, развитое.
В России, где гражданское общество начинает формироваться, демократические
традиции недостаточно развиты, а для общества характерно явление «правового
нигилизма» - неуважения к писаному закону, нежелание его выполнять. Необходимо
создать такие условия, в которых дети смогли бы самостоятельно прийти к
мысли, что закон – не цель, а средство для облегчения жизни. Поэтому данный
курс несет в себе большой потенциал для формирования достойного гражданина
России, понимающего неразрывную связь прав человека и сохранения мира на
Земле.
/Возрастные рамки/
Данная программа ориентирована на учащихся 5-9 классов, так как:
? в этом возрасте перед ребенком полностью раскрываются все составляющие
правового образования;
? учащиеся становятся активными субъектами правовых отношений как внутри
школы, так и за ее пределами; участниками школьного правового пространства;
? в это время ребенок учиться действовать по собственному замыслу,
в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации
своего «проекта».
/Цели и задачи курса /
Основная цель курса – воспитание детей в духе прав человека. Под таким
воспитанием понимается, прежде всего, воспитание в человеке чувства собственного
достоинства и уважения к достоинству других. Только уважая в себе личность,
человек способен уважать права других людей, и отстаивать свои собственные
права. Естественным следствием этого будет сознательное социально-активное
поведение.
Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
o сформировать систему нравственных идеалов, правовых установок;
o создать условия для формирования у учащихся убеждения, что обладание
правами и свободами неразрывно связано с ответственностью человека за свои
поступки;
o формировать соответствующее отношение к праву и практике его реализации;
o создать такие условия, в которых дети смогли бы самостоятельно прийти
к мысли, что закон – средство для нормального функционирования общества.
То есть у учащегося должна появиться прежде всего прочная установка строго
следовать правовым предписаниям, а затем во внут-реннюю привычку соблюдать
закон, проявлять правовую активность.
/Методические основы курса/
Рассматривая процесс любого образования, в том числе и правового, необходимо
исходить из того, что оно не может быть «зажато» рамками урока, оно должно
охватывать всю жизнедеятельность ребенка, включая урок, внеурочную деятельность,
а также социальную практику. Здесь нужна организация такой среды, которая
создавала бы правовую «ауру», где учащийся не только узнавал о современных
правовых ценностях, а «варился» бы в них. Поэтому правовое обучение, воспитание
и развитие представляют собой единую систему правового образования, дополняя
друг друга, в то же время имеют свои специфические характеристики. Исходя
из этого, дополнительное образование в области права представляет собой
некую сумму мероприятий, включающую различные виды деятельности, чтобы
учащиеся могли проявить себя в ней, сделать свой выбор из своего видения
мира. Можно выделить ряд принципов, которые реализуются в курсе при выборе
используемых методов работы с детьми:
? стремление воспитывать человека всесторонне развитого; потребность
в подготовке «кадров», ладящих с современными технологиями;
? расчет не на механическое сохранение получаемой информации, четкое
разделение мира на «черное» и «белое», а на необходимость всестороннего
изучения явлений, возможного переосмысления ценностей;
? уважение к личности ребенка, доверие к нему, принятие его личностных
целей, запросов и интересов для развития его способностей, для его личностного
самоопределения.
Все эти принципы строятся исходя из главного принципа равенства и единства,
который можно представить как гармоничное дополнение двух равноправных
частей мира человека: мира детства и мира взрослости, имеющих свои особенности.
Учителю, который работает в области правового образования, важно обладать
не только специальными знаниями и навыками, но об-щими профессиональными
умениями и определенными личностными качествами. Не жизнь должна учить
жизни вступающих в жизнь, а школа должна учить науке и искусству жизни.
Благодаря личности учителя образование способно осуществить прорыв к новым
формам жизни и деятельности. Это первые взрослые, вводящие детей не в се-мейную,
а в правовую реальность. Именно учителю предоставляется возможность научить
сотрудничеству детей со взрослыми. Эта дея-тельность не должна сводиться
к внушению готовых ответов и схем, - тем самым не только не развивается
ум учащихся, а к тому же атрофи-руется и там, где он уже существовал независимо
от педагога. Задача учителя иная: дать образец раздумья, продемонстрировать,
как обна-руживаются, формируются, решаются задачи и как проверяется пра-вильность
полученных решений. Пусть ребенок строит свою работу в совместном поиске
со взрослыми, тогда он почувствует себя соавтором в решении возникающих
проблем, что поможет раскрыть его внутрен-нее «Я» - хранилище всего хорошего,
гуманного, источник творчества и уникальности личности.
При передаче правовых ценностей сам учитель должен обла-дать: выраженной
гражданской позицией, демократическим стилем ра-боты, высокой коммуникативной
культурой, предполагающей вовлече-ние учеников в регулирование образовательного
процесса. От двух ус-тановок – «дети ищут», «я ищу», перейти к третьей
– «мы ищем». В таком подходе к делу учитель помогает ученику найти себя.
/Психолого – педагогическая основа методов обучения, используемых
в курсе/
Работа в малых группах.
Работа в таких группах позволяет активизировать работу учащихся. Мик-рогруппы
не всегда имеют постоянный состав и комплектуются в зависимости от целей
работы на основе самоопределения, по формальным признакам или случай-ным
образом. Ребятам предлагается обсудить какую-нибудь проблему, решить за-дачу,
разработать коллективный проект. При этом индивидуальная работа каждого
ученика становится как бы исходной, элементарной частицей коллективной
рабо-ты. С одной стороны, она влияет на результат всей группы в целом,
а с другой стороны, вбирает в себя результаты работы других членов группы,
всего коллек-тива. Следовательно, каждый учащийся пользуется результатами
как своей собст-венной индивидуальной работы, так и работы коллективной.
Знания, полученные и обработанные усилиями всей группы при решении предыдущей
проблемы, уча-щиеся используют при работе над новым заданием. Атмосфера
малой группы спо-собствует свободному раскрытию каждого.
Дискуссии.
Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса
принятия решения в группе. Для обсуждения выбирается вопрос боль-шого значимого
социального звучания. Дискуссия – это хороший интеллектуальный тренинг,
который заставляет максимально напрячься учащихся и проявить свои умственные
способности для доказательства, находясь в сторонниках одного или другого
подхода к обсуждаемой проблеме. Если ведущий дискуссии не навязывает сразу
«правильный ответ», участники получают опыт самовыражения, учатся уважать
чужое мнение.
Дебаты.
Одна из игровых форм, имеющая большое значение в правовом воспитании, позволяющая
решить ряд задач: умение работать в команде; воспитание ком-муникативности;
способность к осознанному выбору; воспитание толерантности; признание права
на ошибку. В дебатах побеждает та команда, которая сумела наи-более четко
выстроить систему аргументов, которая сумела почувствовать, а затем и воздействовать
на социально и нравственно значимые ориентиры третьей – в данном случае
судейский состав дебатов. Кроме того, это гибкая игровая форма, позволяющая
использовать ее в любой аудитории, независимо от возраста уча-щихся.
Работа с источниками (документами).
Джон Локк сказал: «Лучший путь к истине – это изучать вещи, как они есть,
а не верить, что они такие, как нас этому учили».
Работа с документами позволяет получить информацию в рамках изучаемой правовой
проблемы, приобрести умения анализа текста, высказывания собст-венного
мнения и его аргументации. Данные действия открывают новые грани проблемы,
ставят новые вопросы.
Социальное проектирование.
Актуальное направление в формировании жизненных ценностей, так как предполагает
соединение теоретических знаний и умений с формированием активной жизненной
позиции. Социальный проект является формой постановки задачи, научного
обоснования ее решения и выработки предложений по реализации намеченного.
Учитель в социальном проектировании выступает буфером между жесткой социальной
действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом
подростка. Эта деятельность часто выступает для учащихся в виде игры, а
неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Творческие работы.
Возможно включение правовой тематики в процесс художественного творчества,
обучение компьютерным технологиям. Творческие задания требуют от ребенка
решить, какие мысли и чувства хочет он донести до зрителя (читателя), каким
образом их лучше выразить (какие средства выбрать для этого), как распо-ложить
материал, что с одной стороны, побуждает больше думать об обсуждаемых вопросах,
а с другой стороны, стимулирует выработку навыков в соответствую-щих областях
творчества.
Экскурсии.
Подразумевают регулярные встречи с органами, не входящими в структу-ру
исполнительной власти (суд, нотариат, адвокат, органы местного самоуправления
и некоммерческие организации) и органами государственного принуждения,
наделенными компетенцией применять силу для восстановления прав, нарушенных
в результате проступков и преступлений. Это даст детям возможность уви-деть
жизненные коллизии и правовые проблемы с различных точек зрения, неоце-нимые
личные впечатления и информацию из первых рук. Такие контакты помо-гут
упрочить и разнообразить теоретические знания ребенка.
/Думать самому; мыслить себя на месте любого другого; всегда мыслить
в согласии с самим собой…/
Задачи правового воспитания, также как и образования, могут решить прежде
всего условия, созданные для подрастающей личности, где у нее появляется
возможность морального, ценностного выбора, организации собственной жизни.
При этом человека из состояния не-совершеннолетия выводит самостоятельность
его мышления. У каждо-го правила есть исключения, поэтому когда ребенок
в процессе воспи-тания движется по выше указанной жизненной установке,
он не дол-жен забывать о трех принципах, заключенных в ней:
1. ДУМАТЬ САМОМУ - ОБРАЗ МЫСЛЕЙ, СВОБОДНЫЙ ОТ ПРИНУЖДЕНИЯ;
2. МЫСЛИТЬ СЕБЯ НА МЕСТЕ ЛЮБОГО ДРУГОГО - ПРИНЦИП ШИРОКОГО ОБ-РАЗА
МЫСЛЕЙ, СОГЛАСУЮЩЕГОСЯ С ПОНЯТИЯМИ ДРУГИХ;
3. ВСЕГДА МЫСЛИТЬ В СОГЛАСИИ С САМИМ СОБОЙ - ПРИНЦИП ПОСЛЕДО-ВАТЕЛЬНОГО
ОБРАЗА МЫШЛЕНИЯ.
Подобные принципы позволяют учащимся прежде всего не желающим, чтобы
за них думали другие, и решивших идти вперед практически во-площая в изменяющемся
мире свои теоретические познания права. Считаю, что именно эту основу возможно
применить для развития творческого потенциала в воспитании школьников.
Построение работы по правовому воспитанию имеет ряд особенностей: не столько
изучение уже известного материала и освое-ние знаний в готовых формах,
сколько опора на исследовательскую работу и некоторые предпроектные формы
деятельности, рассчитанные на открытие ребенком новых для себя сущностей
или собственное оформление - переоформление уже известного. Эти обстоятельства
требуют создания специальной среды, с которой занятия по курсу мог-ли бы
связываться и соответствующим образом поддерживаться.
Цель на протяжении подобных занятий преследуется следую-щая: создание учащимися
«правил на каждый день», т.е. своеобразных установок, содержащих в себе
правовые нормы, связанные с пережи-ваемой ими действительностью. Решение
цели осуществимо при вклю-чении в школьном образовательном пространстве
появления правовых институтов, открытых для изучения и участия.
Работу с данным курсом я провожу через творческие мастер-ские, тематика
которых связана с правами человека, окружающего его на протяжении жизни,
занятия разрабатываются совместно с учащи-мися. Именно такая деятельность
способствует приобретению осозна-ния ценности прав, смысла границ в мире
и в отношениях, формирова-нию представлений о порядке как основе мироустройства,
а также о личном и общественном пространстве и способах их организации.
Учащиеся самостоятельно выстраивают сложную пирамиду равных правовых возможностей,
помогающих ориентироваться им в повсе-дневных ситуациях.
/Педагогическая мастерская/
Мастерская — это иная форма организации учебного процесса. Эта необыч-ная
система обучения была разработана французскими педагогами–представителями
ЖФЕН — «Французской группы нового образования». У исто-ков движения стояли
психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.
Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях:
? Личность с новым менталитетом.
Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно
вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь
и ок-ружающий мир.
? Все способны.
Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам чело-веческой
деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изо-бразительным
искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться
в процессе его образования.
? Интенсивные методы обучения и развития личности.
Для методов ЖФЕН характерны:
а) отношение учителя к ученику, как к равному себе;
б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное
«строительство» знания учащимися, критически относящегося к информации,
и самостоятельного решения творческих задач;
в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, вари-анту
другого.
? Новый тип педагога.
Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка.
В мастерской с ее участниками работает мастер, который озабочен не только
передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма
действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование.
1. Мастер создаёт атмосферу открытости,
доброжелательности, сотворчества в общении.
2. В процессе занятий мастер обращается
к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).
3. Он работает вместе с детьми,
мастер равен ученику в поиске знания.
4. Мастер не торопится давать ответы
на поставленные вопросы.
5. Важную информацию он подаёт
малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.
6. Исключает официальное оценивание
работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит),
но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки
учащегося, её изменения, самокор-рекции.
? Этапы работы мастерской (используется терминология группы ЖФЕН)
1. «Индукция» («наведение») - создание
эмоционального настроя, вклю-чение подсознания, области чувств каждого
ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор - слово,
образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. - всё, что
может разбудить чувство, вызвать поток ассоциа-ций, воспоминаний, ощущений,
вопросов.
2. «Самоинструкция» - индивидуальное
создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта, создание личного
отношения к предмету обсуждения.
3. «Социоконструкция» - построение
этих элементов группой.
4. «Социализация» - всё, что сделано
индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано»
всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5. «Афиширование» - вывешивание
«произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов,
решений) в аудитории и ознакомле-ние с ними - все ходят, читают, обсуждают
или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
6. «Разрыв» - внутреннее осознание
участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания
новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему,
к поиску ответов, к сверке но-вого знания с литературным или научным источником.
7. «Рефлексия» - отражение чувств,
ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал
для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской,
для дальнейшей работы.
План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество за-даний,
«подсказок» — информации, которая будет предложена учащимся в тот момент,
когда в ней возникает необходимость. Естественным образом увеличива-ется
объём информации, с которой учитель работает предварительно, чтобы в ходе
мастерской самому остаться в теме.
Специально организованное педагогом-Мастером развивающее пространст-во
(жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития)
позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («откры-тию»)
знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.
Результаты: развитие коммуникативной и рефлексивной куль-туры школьника;
овладение учащимися интеллектуальными тех-нологиями; готовность учащихся
к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого
пересмотра.
Также в данной программе представлены:
Календарно-тематическое планирование 5-9 классы
|