Правила на каждый день
(программа правового образования)
учителя  истории 
СОШ №1 г. Рассказово
Войновой Елены Ивановны
/Пояснительная записка/
              Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются социально-политические системы, приобретают новые измерения наука, техника и культура. Характерные для человеческой цивилизации задачи формируют необходимость в грамотных, просвещенных людях в правовом отношении, способных идти по жизни в соответствии с нормами закона.
              Работа с данной программой должна представлять собой целенаправленную деятельность по передаче ценностей в области права от одного поколения к другому. К таким ценностям, прежде всего, относятся правовые идеалы, действующее законодательство, юридическая практика, механизмы разрешения конфликтов, способы за-щиты прав и свобод. В данном случае основа изучения прав должна помочь ребенку теснейшим образом связать теорию с наблюдаемой и переживаемой им действительностью («практикой»). Помочь подкорректировать правовое сознание детей в нужном направлении, применить основы права в жизни и в будущей специальности – это в компетенции педагогов, берущих в свое внимание и правовое воспитание, которое представляет собой многоцелевую деятельность по формированию личности, осознающей достоинство человека.
              Прежде всего, данная программа является дополнением к правовым курсам: «Основы правовых знаний» и «Экономика и право», которое выходит за рамки урока во внеурочную работу, где главный объект воздействия – правовое сознание, положительно ориентированное, развитое.
              В России, где гражданское общество начинает формироваться, демократические традиции недостаточно развиты, а для общества характерно явление «правового нигилизма» - неуважения к писаному закону, нежелание его выполнять. Необходимо создать такие условия, в которых дети смогли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон – не цель, а средство для облегчения жизни. Поэтому данный курс несет в себе большой потенциал для формирования достойного гражданина России, понимающего неразрывную связь прав человека и сохранения мира на Земле. 

/Возрастные рамки/
              Данная программа ориентирована на учащихся 5-9 классов, так как:
? в этом возрасте перед ребенком полностью раскрываются все составляющие правового образования;
? учащиеся становятся активными субъектами правовых отношений как внутри школы, так и за ее пределами; участниками школьного правового пространства;
? в это время ребенок учиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего «проекта».

/Цели и задачи курса /
              Основная цель курса – воспитание детей в духе прав человека. Под таким воспитанием понимается, прежде всего, воспитание в человеке чувства собственного достоинства и уважения к достоинству других. Только уважая в себе личность, человек способен уважать права других людей, и отстаивать свои собственные права. Естественным следствием этого будет сознательное социально-активное поведение.
              Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
o сформировать систему нравственных идеалов, правовых установок;
o создать условия для формирования у учащихся убеждения, что обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью человека за свои поступки;
o формировать соответствующее отношение к праву и практике его реализации;
o создать такие условия, в которых дети смогли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон – средство для нормального функционирования общества.
              То есть у учащегося должна появиться прежде всего прочная установка строго следовать правовым предписаниям, а затем во внут-реннюю привычку соблюдать закон, проявлять правовую активность.

/Методические основы курса/
              Рассматривая процесс любого образования, в том числе и правового, необходимо исходить из того, что оно не может быть «зажато» рамками урока, оно должно охватывать всю жизнедеятельность ребенка, включая урок, внеурочную деятельность, а также социальную практику. Здесь нужна организация такой среды, которая создавала бы правовую «ауру», где учащийся не только узнавал о современных правовых ценностях, а «варился» бы в них. Поэтому правовое обучение, воспитание и развитие представляют собой единую систему правового образования, дополняя друг друга, в то же время имеют свои специфические характеристики. Исходя из этого, дополнительное образование в области права представляет собой некую сумму мероприятий, включающую различные виды деятельности, чтобы учащиеся могли проявить себя в ней, сделать свой выбор из своего видения мира. Можно выделить ряд принципов, которые реализуются в курсе при выборе используемых методов работы с детьми:
? стремление воспитывать человека всесторонне развитого; потребность в подготовке «кадров», ладящих с современными технологиями;
? расчет не на механическое сохранение получаемой информации, четкое разделение мира на «черное» и «белое», а на необходимость всестороннего изучения явлений, возможного переосмысления ценностей;
? уважение к личности ребенка, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов для развития его способностей, для его личностного самоопределения.
              Все эти принципы строятся исходя из главного принципа равенства и единства, который можно представить как гармоничное дополнение двух равноправных частей мира человека: мира детства и мира взрослости, имеющих свои особенности.
              Учителю, который работает в области правового образования, важно обладать не только специальными знаниями и навыками, но об-щими профессиональными умениями и определенными личностными качествами. Не жизнь должна учить жизни вступающих в жизнь, а школа должна учить науке и искусству жизни. Благодаря личности учителя образование способно осуществить прорыв к новым формам жизни и деятельности. Это первые взрослые, вводящие детей не в се-мейную, а в правовую реальность. Именно учителю предоставляется возможность научить сотрудничеству детей со взрослыми. Эта дея-тельность не должна сводиться к внушению готовых ответов и схем, - тем самым не только не развивается ум учащихся, а к тому же атрофи-руется и там, где он уже существовал независимо от педагога. Задача учителя иная: дать образец раздумья, продемонстрировать, как обна-руживаются, формируются, решаются задачи и как проверяется пра-вильность полученных решений. Пусть ребенок строит свою работу в совместном поиске со взрослыми, тогда он почувствует себя соавтором в решении возникающих проблем, что поможет раскрыть его внутрен-нее «Я» - хранилище всего хорошего, гуманного, источник творчества и уникальности личности.
              При передаче правовых ценностей сам учитель должен обла-дать: выраженной гражданской позицией, демократическим стилем ра-боты, высокой коммуникативной культурой, предполагающей вовлече-ние учеников в регулирование образовательного процесса. От двух ус-тановок – «дети ищут», «я ищу», перейти к третьей – «мы ищем». В таком подходе к делу учитель помогает ученику найти себя.

/Психолого – педагогическая основа методов обучения, используемых в курсе/
Работа в малых группах.
              Работа в таких группах позволяет активизировать работу учащихся. Мик-рогруппы не всегда имеют постоянный состав и комплектуются в зависимости от целей работы на основе самоопределения, по формальным признакам или случай-ным образом. Ребятам предлагается обсудить какую-нибудь проблему, решить за-дачу, разработать коллективный проект. При этом индивидуальная работа каждого ученика становится как бы исходной, элементарной частицей коллективной рабо-ты. С одной стороны, она влияет на результат всей группы в целом, а с другой стороны, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллек-тива. Следовательно, каждый учащийся пользуется результатами как своей собст-венной индивидуальной работы, так и работы коллективной. Знания, полученные и обработанные усилиями всей группы при решении предыдущей проблемы, уча-щиеся используют при работе над новым заданием. Атмосфера малой группы спо-собствует свободному раскрытию каждого.
Дискуссии.
              Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе. Для обсуждения выбирается вопрос боль-шого значимого социального звучания. Дискуссия – это хороший интеллектуальный тренинг, который заставляет максимально напрячься учащихся и проявить свои умственные способности для доказательства, находясь в сторонниках одного или другого подхода к обсуждаемой проблеме. Если ведущий дискуссии не навязывает сразу «правильный ответ», участники получают опыт самовыражения, учатся уважать чужое мнение.

Дебаты.
              Одна из игровых форм, имеющая большое значение в правовом воспитании, позволяющая решить ряд задач: умение работать в команде; воспитание ком-муникативности; способность к осознанному выбору; воспитание толерантности; признание права на ошибку. В дебатах побеждает та команда, которая сумела наи-более четко выстроить систему аргументов, которая сумела почувствовать, а затем и воздействовать на социально и нравственно значимые ориентиры третьей – в данном случае судейский состав дебатов. Кроме того, это гибкая игровая форма, позволяющая использовать ее в любой аудитории, независимо от возраста уча-щихся.

Работа с источниками (документами).
              Джон Локк сказал: «Лучший путь к истине – это изучать вещи, как они есть, а не верить, что они такие, как нас этому учили».
              Работа с документами позволяет получить информацию в рамках изучаемой правовой проблемы, приобрести умения анализа текста, высказывания собст-венного мнения и его аргументации. Данные действия открывают новые грани проблемы, ставят новые вопросы.

Социальное проектирование.
              Актуальное направление в формировании жизненных ценностей, так как предполагает соединение теоретических знаний и умений с формированием активной жизненной позиции. Социальный проект является формой постановки задачи, научного обоснования ее решения и выработки предложений по реализации намеченного.
              Учитель в социальном проектировании выступает буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка. Эта деятельность часто выступает для учащихся в виде игры, а неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Творческие работы.
              Возможно включение правовой тематики в процесс художественного творчества, обучение компьютерным технологиям. Творческие задания требуют от ребенка решить, какие мысли и чувства хочет он донести до зрителя (читателя), каким образом их лучше выразить (какие средства выбрать для этого), как распо-ложить материал, что с одной стороны, побуждает больше думать об обсуждаемых вопросах, а с другой стороны, стимулирует выработку навыков в соответствую-щих областях творчества.

Экскурсии.
              Подразумевают регулярные встречи с органами, не входящими в структу-ру исполнительной власти (суд, нотариат, адвокат, органы местного самоуправления и некоммерческие организации) и органами государственного принуждения, наделенными компетенцией применять силу для восстановления прав, нарушенных в результате проступков и преступлений. Это даст детям возможность уви-деть жизненные коллизии и правовые проблемы с различных точек зрения, неоце-нимые личные впечатления и информацию из первых рук. Такие контакты помо-гут упрочить и разнообразить теоретические знания ребенка.

/Думать самому; мыслить себя на месте любого другого; всегда мыслить в согласии с самим собой…/ 
              Задачи правового воспитания, также как и образования, могут решить прежде всего условия, созданные для подрастающей личности, где у нее появляется  возможность морального, ценностного выбора, организации собственной жизни. При этом человека из состояния не-совершеннолетия  выводит самостоятельность его мышления. У каждо-го правила есть исключения, поэтому когда ребенок в процессе воспи-тания движется по выше указанной жизненной установке, он не дол-жен забывать о трех принципах, заключенных в ней:
1. ДУМАТЬ САМОМУ  - ОБРАЗ МЫСЛЕЙ, СВОБОДНЫЙ ОТ ПРИНУЖДЕНИЯ;
2. МЫСЛИТЬ  СЕБЯ НА МЕСТЕ ЛЮБОГО ДРУГОГО - ПРИНЦИП ШИРОКОГО ОБ-РАЗА МЫСЛЕЙ, СОГЛАСУЮЩЕГОСЯ С ПОНЯТИЯМИ ДРУГИХ;
3. ВСЕГДА МЫСЛИТЬ В СОГЛАСИИ С САМИМ СОБОЙ - ПРИНЦИП ПОСЛЕДО-ВАТЕЛЬНОГО ОБРАЗА МЫШЛЕНИЯ.
Подобные принципы позволяют учащимся прежде всего не желающим, чтобы за них думали другие, и решивших идти вперед практически во-площая в изменяющемся мире свои теоретические познания права. Считаю, что именно эту основу возможно применить для развития творческого потенциала в воспитании школьников.
                 Построение работы по правовому воспитанию имеет ряд особенностей: не столько изучение уже известного материала и освое-ние знаний в готовых формах, сколько опора на исследовательскую работу и некоторые предпроектные формы деятельности, рассчитанные на открытие ребенком новых для себя сущностей или собственное оформление - переоформление уже известного. Эти обстоятельства требуют создания специальной среды, с которой занятия по курсу мог-ли бы связываться и соответствующим образом поддерживаться. 
              Цель на протяжении подобных занятий преследуется следую-щая: создание учащимися «правил на каждый день», т.е. своеобразных установок, содержащих в себе правовые нормы, связанные с пережи-ваемой ими действительностью. Решение цели осуществимо при вклю-чении в школьном образовательном пространстве появления правовых институтов, открытых для изучения и участия.
              Работу с данным курсом я провожу через творческие мастер-ские, тематика которых связана с правами человека, окружающего его на протяжении жизни, занятия  разрабатываются совместно с учащи-мися. Именно такая деятельность способствует приобретению осозна-ния ценности прав, смысла границ в мире и в отношениях, формирова-нию представлений о порядке как основе мироустройства, а также о личном и общественном пространстве и способах их организации. Учащиеся самостоятельно выстраивают сложную пирамиду равных правовых возможностей, помогающих ориентироваться им в повсе-дневных ситуациях.

/Педагогическая  мастерская/
Мастерская — это иная форма организации учебного процесса. Эта необыч-ная система обучения была разработана французскими педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования». У исто-ков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.
Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях:

? Личность с новым менталитетом.
Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и ок-ружающий мир.
? Все способны.
Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам чело-веческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изо-бразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.
? Интенсивные методы обучения и развития личности.
Для методов ЖФЕН характерны:
а) отношение учителя к ученику, как к равному себе;
б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учащимися, критически относящегося к информации, и самостоятельного решения творческих задач;
в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, вари-анту другого.
? Новый тип педагога.
Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка. В мастерской с ее участниками работает мастер, который озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование.
1.       Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
2.       В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).
3.       Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания.
4.       Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.
5.       Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.
6.       Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокор-рекции.
? Этапы работы мастерской (используется терминология группы ЖФЕН)
1.       «Индукция» («наведение») - создание эмоционального настроя, вклю-чение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. - всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциа-ций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2.       «Самоинструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта, создание личного отношения к предмету обсуждения. 
3.       «Социоконструкция» - построение этих элементов группой.
4.       «Социализация» - всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5.       «Афиширование» - вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомле-ние с ними - все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
6.       «Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке но-вого знания с литературным или научным источником.
7.       «Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество за-даний, «подсказок» — информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость. Естественным образом увеличива-ется объём информации, с которой учитель работает предварительно, чтобы в ходе мастерской самому остаться в теме.
Специально организованное педагогом-Мастером развивающее пространст-во (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития) позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («откры-тию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.
Результаты: развитие коммуникативной и рефлексивной куль-туры школьника; овладение учащимися интеллектуальными тех-нологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.
Также в данной программе представлены:
Календарно-тематическое планирование 5-9 классы


 
Hosted by uCoz