|
|
|
Программа по краеведению
«Край родимый мой место отчее».
Составитель:
Учитель географии
СОШ №1 г. Рассказово
Ульяновой Е.Б.
"Но более всего любовь
к родному краю меня
томила, мучила и жгла»..
С. Есенин
Если человек не любит смотреть хотя бы изредка
на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную
в саде, который они возделывали в веках, которые им принадлежали, значит,
он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть
даже и плохонькие, значит у него нет любви к своему городу. Если человек
равнодушен к памятникам истории своей страны, значит он равнодушен к своей
стране.
Академик Д.С. Лихачев Многое связывает человека с местом, где он родился
и вырос. Родной край, его люди, природа пройдя через сознание становится
частью человеческой судьбы. Где мы не жили, на каком бы языке ни говорили,
Россия - наша общая, большая единственная Отчизна. Однако у каждого
из нас есть еще « свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца,
сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город в котором
мы родились - и он не сравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, моя
Родина. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах
существовал предмет «Родиноведение», который позднее переименован в «Краеведение».
В толковом словаре В.И. Даля читаем «Краеведение — это совокупность знаний
(исторических, географических, культурно-этнографических)
об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей
местности, природы, хозяйства, истории, быта людей -
преимущественно местными школами»... «Краеведение - это прежде всего «краелюбие»,
- напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России избранный
его председателем профессор С.О. Шмидт. «Самый массовый вид науки», - говорил
о краеведении академик Д.С. Лихачев. Вклад краеведов во многие науки трудно
переоценить.
Родина - без нас обойтись может, мы
же без нее ничто. Это великую истину, на которую обращал внимание В.А.
Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок.
Цели и задачи курса
Основная цель курса - воспитание любви
и уважения к Родине, людям, которые живут в нашем городе. Воспитательная
роль краеведения при формировании патриотических чувств, любви к родному
краю, его природе, истории огромна.
Задачи курса:
-
познакомить учащихся с
историей освоения и изучения родного
города;
-
продолжить формирование представлений и знаний об особенностях природы;
-
продолжить формирование представлений и знаний и взаимодействии человека
и природы;
-
разобрать основные экологические проблемы нашего города;
-
познакомить учащихся с
выдающимися людьми нашего города,
с историей школы, определенного предприятия.
Основные источники краеведческой информации
-
периодическая печать (газеты, журналы, статьи, очерки);
-
художественная литература;
-
архивные фонды;
-
фонды музеев;
-
материалы статистики;
-
устные свидетельства старожилов.
Основные принципы краеведческой работы
-
системный подход;
-
придельная достоверность фактов.
Новый учебный предмет Краеведение «Край
родимый мой, место отчее»... изучается в 6 классе. Содержание и структура
этого курса построены в соответствии с историческими этапами развития нашего
города.
Программой предусмотрено овладение учащимися
научными основами истории, географии, изобразительного искусства, литературы.
Курс рассчитан на 34 часа (34 часа, 1 час
в неделю). В курсе рассматривается история возникновения и сегодняшний
день г. Рассказова:
- первая революция 1905г. в судьбе Рассказова;
- хроника крестьянского движения;
- история в названиях улиц, школы;
исторические памятники нашего города;
- великие сыны родного края.
Внимание учащихся концентрируется на бессмертном подвиге рассказов-цев
в годы Великой Отечественной войны, об их вкладе в победу. Рассматри¬ваются
вопросы природы, экологии. Обучение школьников краеведению преследует только
одну цель - привить школьнику любовь и преданность своей малой Родине.
Предмет краеведения разнообразен и многолик, неисчерпаем по самой своей
сущности.
Каждое маленькое открытие приносит пользу хотя бы тем, что расширяет
знания о мире, сохраняет в памяти людей забытые факты, делая их достоянием
многих.
Краеведение требует громадной работы по научному прогнозированию, четкой
организации краеведческих сил. краеведческой работы;
-
а. географическое;
-
б. художественное;
-
в. историческое;
-
г. литературное:
-
д. экологическое.
Формы краеведческой работы:
I. урочное;
II. внеурочное, активное (поиск, туризм, поисковая работа);
III. пассивная форма (обработка материалов, проведение экс¬курсий
в школьном музее).
Исследовательские работы по данному проекту:
1. Рассказы XIX работу выполнила ученица 6а класса СОШ№1 Виданская
Кристина
2. «Из истории родного края» - выполнил: Орлова Андрея 6а класс СОШ№1
3. «Отчий край» - выполнил: Слюняев Дмитрий 6а СОШ№1
4. «Когда горели барские гнезда» - выполнил: Матвеева Мария
5. «Рассказово - памятники архитектуры»
6. «Арженка» - выполнил: Косорылов Иван
По всем вопросам обращаться к автору сайта: Alena_ger_2000@rambler.ru
|