Программа по краеведению
«Край родимый мой место отчее». 
Составитель:
Учитель географии
СОШ №1 г. Рассказово
Ульяновой Е.Б.

"Но более всего любовь
к родному краю меня
томила, мучила и жгла».. 
С. Есенин

     Если человек не любит смотреть хотя бы изредка на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали в веках, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит он равнодушен к своей стране.
Академик Д.С. Лихачев Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа пройдя через сознание становится частью человеческой судьбы. Где мы не жили, на каком бы языке ни говорили, Россия -  наша общая, большая единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще « свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город в котором мы родились - и он не сравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, моя Родина. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем «Краеведение — это совокупность знаний (исторических,   географических,   культурно-этнографических)  об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности, природы,  хозяйства,  истории,  быта людей - преимущественно местными школами»... «Краеведение - это прежде всего «краелюбие», - напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России избранный его председателем профессор С.О. Шмидт. «Самый массовый вид науки», - говорил о краеведении академик Д.С. Лихачев. Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить.
      Родина - без нас обойтись может, мы же без нее ничто. Это великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок. 
Цели и задачи курса
Основная цель курса   -   воспитание   любви   и уважения к Родине, людям, которые живут в нашем городе. Воспитательная роль краеведения при формировании патриотических чувств, любви к родному краю, его природе, истории огромна.
Задачи курса:
  • познакомить    учащихся    с    историей    освоения    и изучения родного города;
  • продолжить формирование представлений и знаний об особенностях природы;
  • продолжить формирование представлений и знаний и взаимодействии человека и природы;
  • разобрать основные экологические проблемы нашего города;
  • познакомить    учащихся    с    выдающимися    людьми нашего   города,   с   историей   школы,   определенного предприятия. 
Основные источники краеведческой информации
  • периодическая печать (газеты, журналы, статьи, очерки);
  • художественная литература;
  • архивные фонды;
  • фонды музеев;
  • материалы статистики;
  • устные свидетельства старожилов.
Основные принципы краеведческой работы
  • системный подход;
  • придельная достоверность фактов. 
      Новый учебный предмет Краеведение «Край родимый мой, место отчее»... изучается в 6 классе. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с историческими этапами развития нашего города.
      Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами истории, географии, изобразительного искусства, литературы.
     Курс рассчитан на 34 часа (34 часа, 1 час в неделю). В курсе рассматривается история возникновения и сегодняшний день г. Рассказова:
-    первая революция 1905г. в судьбе Рассказова;
-    хроника крестьянского движения;
-    история в названиях улиц, школы;
исторические памятники нашего города;
-    великие сыны родного края.
Внимание учащихся концентрируется на бессмертном подвиге рассказов-цев в годы Великой Отечественной войны, об их вкладе в победу. Рассматри¬ваются вопросы природы, экологии. Обучение школьников краеведению преследует только одну цель - привить школьнику любовь и преданность своей малой Родине.
Предмет краеведения разнообразен и многолик, неисчерпаем по самой своей сущности.
Каждое маленькое открытие приносит пользу хотя бы тем, что расширяет
знания о мире, сохраняет в памяти людей забытые факты, делая их достоянием многих. 
Краеведение требует громадной работы по научному прогнозированию, четкой организации краеведческих сил. краеведческой работы;
  • а.  географическое;
  • б. художественное;
  • в.  историческое;
  • г.  литературное:
  • д.  экологическое.
Формы краеведческой работы:
I.  урочное;
II. внеурочное, активное (поиск, туризм, поисковая работа);
III.  пассивная форма (обработка материалов, проведение экс¬курсий в школьном музее).

Исследовательские работы по данному проекту:
1. Рассказы XIX работу выполнила ученица 6а класса СОШ№1 Виданская Кристина
2. «Из истории родного края» - выполнил: Орлова Андрея 6а класс СОШ№1
3. «Отчий край» - выполнил: Слюняев Дмитрий 6а СОШ№1
4. «Когда горели барские гнезда» - выполнил: Матвеева Мария
5. «Рассказово - памятники архитектуры» 
6. «Арженка» - выполнил: Косорылов Иван
 

По всем вопросам обращаться к автору сайта: Alena_ger_2000@rambler.ru

 
Hosted by uCoz